13:08 

"Страсти по Иоанну" И.-С. Бах

Мирелла
Евангелист - Энтони Рольфе-Джонсон
Иисус - Роберт Холл
Пётр/Пилат - Антон Шарингер
Анжела-Мария Блази (сопрано)
Марьяна Липовшек (меццо)
Дир. Николаус Арнонкур
Concentus musicus Wien, 1994г.

Очень понра, произведение хоть и про страдания Христа, а очень светлое и такое энергичное. Персонажи деловые, чем-то там все заняты, переговариваются, жизнь у них кипит. И вообще Бах был неправ, что не писал опер. У него отлично получается, и сюжет есть, и динамика, и объемные образы героев, и арии с дуэтами офигенно красивые, с изысканными разнообразными аккомпенементами... Ну чего ему еще надо-то было! Нет чтобы хоть пяток опер написать, а он одни фуги да прелюдии ваял :nunu: Конкретно текст "Страстей" тоже красивый и одухотворенный. Нет, ну идеальное по красоте произведение со всех сторон :)
Арнонкур божествен, несравненен, прекрасен и велик по умолчанию, патамушта это он. Арнонкур в барокко это как Караян в Вагнере - оставляет вас в уверенности, что ничего прекраснее вы никогда больше не услышите :hash2:
Сопрано и меццо в действии не участвуют, у них по две арии чисто абстрактных. Звучат обе приятно, хотя меццо в первой арии выглядит уютной нянюшкой в переднике.
Основной персонаж, очевидно, тенор-Евангелист, который озвучивает текст от автора и вставляет ремарки. Его по времени много. Рольфе-Джонсон сначала совсем не понравился, но через несколько фраз в мозгах что-то поворачивается и начинаешь понимать, что это нечто из ряда вон. Голос у него совсем слабый, но с вокальной игрой и созданием образа Джонсон творит чудеса. Он настолько талантливый интерпретатор оказался... слушаешь и даже все понимаешь, хоть и по-немецки. Мега умный и одаренный тенор :kruto:
Баса тут два, оба совершенно незнакомые. Холл всю дорогу раздражал, он типичный английский бас - голос и понимание есть, но тембр сушеный, без красивых оттенков и трепетности в тембре, да еще с резковатыми обертонами внизу. Зато Шарингер это просто восхитительная находка, а я даже его имени никогда не слышала. Вот у него как раз все нужные красоты и переливы в голосе есть, прям не оторваться :inlove:
Что особенно приятно, Петр и Пилат у него получились разными. Петр звучит ниже, совсем басом, но невротичнее; правда, Петра совсем мало, он в начале. Пилат же чуть выше (ближе к бас-баритону), жестче и стильнее и поет арии со страстными интонациями прирожденного Дон Жуана :inlove: Вообще подозреваю, что Бах и сам симпатизировал Пилату как персонажу, уж больно он лапушка получился. Все бегал между Христом и иудеями и до последнего уговаривал его не казнить. Правда, с самим Христом он немного поцапался.
В общем, в хитах первая ария сопрано и вторая ария меццо ("Эс ист фолльбрахт", темная и мрачная), вторая ария баса-Пилата (да и первая тоже...) и шикарнейшая сцена допроса Христа. Там два баса неприязненно бросают друг другу реплики, а тенор журчит, как ручеек, между ними :chups: Правда, у Верди басы пели бы дуэт без посторонних, нам на радость, а у Баха наполовину разбавлено тенором и хорами мерзких кровожадных иудеев, а самих басов маловато. Ну что поделать.

@темы: Бах, духовная музыка

URL
Комментарии
2011-09-26 в 13:18 

Celebrian
Spread your wings and try to fly. Fly so far before you die.
Вкусно рассказываешь.
Нет, ну зато Бах писал Страсти... писал кантаты, мессы... Да много чего. А по духу он совсем был не оперный композитор. Так ведь и Страсти не плохо. Ведь даже и хорошо. Ты еще Высокую послушай. Обязательно послушай.

2011-09-26 в 14:00 

Мирелла
Мне все кажется, что он не писал опер назло Генделю... Мол, пусть этот бездарный жулик пишет легковесные оперы, а я до такого не опущусь, я человек серьезный :alles: Прямо не могу отделаться от мысли.
Правда, я где-то видела у Баха две dramma per musica какие-то одноактные. Какие-то подвижки у него в эту сторону были... но застряли.

URL
2011-09-26 в 14:03 

Celebrian
Spread your wings and try to fly. Fly so far before you die.
Мирелла, Мне все кажется, что он не писал опер назло Генделю... Мол, пусть этот бездарный жулик пишет легковесные оперы, а я до такого не опущусь, я человек серьезный
Серьезно или нет, но на самом деле Бах очень уважал Генделя. И всегда мечтал с ним встретиться. В конце концов, Гендель при жизни был знаменитым, Бах скорее как знаменитый органист. К тому же, конкретно к операм его не тянуло. Для него было множество других интересных форм.
Правда, я где-то видела у Баха две dramma per musica какие-то одноактные. Какие-то подвижки у него в эту сторону были... но застряли.
Ну вот заказали ему... вообще жаль, по большей части Бах был человеком подневольным, не было у него свободного времени обратить внимание на что-нибудь эдакое.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная