Мирелла

Опера Шумана.
Шуман был совершенно неоперный композитор. Поэтому и опера у него больше похожа на симфонию. И сюжет там путаный (хотя довольно интересный), а персонажи вообще картонные. Но музыка Шумана - это настолько прекрасно само по себе, что эта опера очень даже хорошо слушается. Ну очень уж там красиво :)
Пишут, в 19 веке в Германии это вообще была супер-популярная опера в промежутке между Вебером и Вагнером. По-другому называется "Геновева", но мне такая калька с немецкого не нравится.
По сути это расширенный рассказ о жизни реальной средневековой святой Женевьеве. Она была обычной респектабельной дамой и женой графа Брабантского, а потом ее ложно обвинили в измене, муж приехал из похода и выгнал ее вон из замка. Дальше она то ли бродила и по лесам и творила добро, а потом умерла, то ли муж узнал правду и вернул ее обратно. В любом случае Женевьева была добрая и положительная и сделала много хорошего, за что ее и канонизировали. Вот про это и опера. Тут все кончилось хорошо и даже сказочно, Шуман был романтик :)


Женевьева - Анн Шваневильмс
Голо - Шон Мэтью
Граф Зигфрид - Мортен-Франк Ларс
Маргарита - Биргит Реммерт
Драго/Гидульф - Маркус Марквардт
Бальтазар - Же-Йонг Ким
Каспар - Гун-Уок Ли
Дир. Юн Маркль
Лейпциг, Гевандхауз, 30.05.2010г., live

Да, здесь Голо тенор, а Зигфрид баритон, но этот факт придется как-то пережить :laugh: Но это еще что, а вот Бальтазар и Каспар - два баритона-убийцы. Почему Шуман решил так, вообще загадка. И написал бы тогда уж третьим и Мельхиора, чего там... :alles:
С сюжетом тут геморрой, т.к. во всех местах пересказывают по-своему, кто что понял.
Акт 1.
В общем, сначала граф Зигфрид (баритон) уходит в военный поход. Идет общий сбор войска и народа в замке, и епископ Гидульф (бас) объявляет, мол, вот, идем воевать, да здравствует граф и герцог Карл Мартелл. Мартелл - вышестоящее начальство графа, и поход - его инициатива. После выступления епископа и хоров граф Зигфрид долго и дотошно прощается с супругой (сопрано Женевьева) и поручает ее заботам оруженосца Драго (респектабельный легкий бас в возрасте, типичный Феррандо) и тенора Голо, своего заместителя и доверенного лица. Войско на мецца-форте приговаривает "Мартелл! Мартелл!" и уходит, народ расходится, сопрана от разлуки с любимым мужем падает в обморок.
Ей-богу, падает. Ну что делать, романтизм :crznope:
Пока сопрано одиноко лежит в обмороке (под тягучую альковную мелодию, надо заметить) к ней подлезает коварный тенор Голо и приговаривает, как он ее любит, как хочет ею завладеть и т.п. Вот поганец. И тут входит мецца - ведьма Маргарита. Она работает в замке служанкой, а на самом деле - ведьма! Наверно, для стажа в трудовой работала, а ведьма - это частная практика. И Маргарита с тенором в заводном дуэте договариваются околдовать сопрану, чтобы тенор ее получил.
Celebrian, ты еще не в окончательном шоке от выражения "коварный тенор Голо"? :alles: Я могу перейти на просто "Голо"... но так еще хуже? :laugh:
Акт 2.
Тут я плохо помню, кажется, тенор уже открыто приставал к сопране, и его послали. Да, вроде там большой красивый дуэт у них. И тогда тенор придумал мега-коварный план по дискредитации сопраны. Он позвал к себе оруженосца Драго и велел ему вечером пойти в покои сопраны, типа дело есть. Тот ничего такого не заподозрил и правда пришел, вот валенок. А была уже ночь, сопрана дрыхла себе за занавесочками. Пока бас топтался по спальне и чесал в затылке, прибежал тенор с людьми и устроил грандиозное разоблачение. Обвинил сопрану в любовной связи с басом, позор, позор, прелюбодеяние. Бас и сопрана вопили, что невиноватые, у баса там красивые фразы такие. Наконец поганец Голо своею волею велел убить бестолкового Драго (сразу тут и убили, беднягу, и то, он же ненужный свидетель), а сопрану запереть в башне до дальнейших распоряжений. Это все эффектный финал 2 акта.
Акт 3.
Граф Зигфрид был в походе ранен и теперь отлеживается в каком-то городке недалеко от замка. Каким-то образом получилось, что лечит его как раз ведьма Маргарита, может, она еще и в городе консультировала, что ли... В трех местах женщина пашет... И вот к графу приезжает тенор (или посланец от тенора с письмом, тут непонятно), короче, графу сообщают об измене жены, что дальше делать, ваше сиятельство? Тут интересная сцена, когда графу зачитывают фразы из письма, а он повторяет, все больше волнуясь. Однако к чести графа, он решил сначала разобраться и пошел к той же Маргарите узнать правду колдовскими методами. Вредная Маргарита, будучи в преступном сговоре с тенором, конечно, графа обманула. Она посадила его перед волшебным зеркалом, и там ему, как в телевизоре, показали, как жена его сопрана ему с басом изменяет. Граф завелся, вскочил и от гнева зеркало расколотил. Вот, испортил ценный инвентарь. Ушел граф, и тут в комнате перед ведьмой появился... не угадать, кто! Появился там призрак убитого в конце 2 действия баса! И давай ведьму запугивать, мол, расскажи немедленно графу всю правду, что ничего не было, а то я тебя!! Не совсем ясно, что он такого собирался сделать, но ведьма испугалась и правда побежала признаваться.
Нет, блин, Шуман бесовестный. Уж помер персонаж, всё, и то в покое не оставит. Иди опять работай на благо сюжета :laugh:
Акт 4.
Некая пустынная местность неприглядного вида. Сопрана ждет тайной казни, рядом два киллера ждут приказа. Тенор глумицца и наслаждаицца своей властью. Сопрана причитает.
Но тут на белом коне с отрядом является узнавший правду граф, разгоняет всех по углам, обнимает сопрану и наступает хэппи-энд. Хотя тенора, кажется, просто выгнали, казнить за его махинации не стали.
В пересказе на интоклассике пишут, что тенор Голо - суть возвышенный романтик и уж очень любил сопрану, от чего всё это и наворотил. Не верьте, козел он.
Вообще персонажи все манекены, характеры не прописаны, все формально. Более-менее личность только один Голо. И фантастические заморочки это жесть :)
Все мужские персонажи, кроме Голо - басы и баритоны. Вроде бы и хорошо, но ни фига. Все они поют совершенно бездарно и похожими голосами, от чего вообще непонятно, кто сейчас говорит и что происходит. Хотя они старались... но голосов нет. Относительно бодро и слаженно звучат два киллера, у них крохотный кусочек в унисон.
Реально высококлассно и замечательно пели сопрано и меццо. Обе мега-хороши. Шваневильмс нежная, женственная, возвышенная и со звенящими пианами. Мммм, образцовое исполнение! В меццах я совсем не понимаю, но голос тоже был красивый, сочный, никаких претензий. Вот дам стоит слушать, а мужиков всех фтопку. Тенор был еще ничего, с проблемами, но старался.


Женевьева - Эдда Мозер
Голо - Петер Шрайер
Граф Зигфрид - Дитрих Фишер-Дискау
Маргарита - Гизела Шрётер
Гидульф - Зигфрид Лоренц
Драго - Зигфрид Фогель
Дир. Курт Мазур
Лейпциг, Гевандхауз, 1976г.

Надо же, и опять пели в Лейпциге :) Этот вариант для сравнения. Тут студия, звук красивый и чистый, аккуратненько порезано на треки, и средний уровень исполнения выше. Так что слушать легче, многое становится понятнее. У Мазура звучит как-то неуловимо иначе, но вообще обе записи хороши по дирижированию. А еще для живости есть разные дополнительные звуки - стук в дверь, звон стекла и прочее.
Фи-Ди совершил очередной подвиг интерпретации и смог даже превратить своего графа в запоминающуюся фигуру. И голос у него, к счастью, узнаваемый, так что оказалось, у Зигфрида и партия довольно большая. Эдда Мозер звучит хорошо, но у нее тембр пониже и поплотнее, чем у Шваневильмс, так что она звучит менее круто в данной партии. Тенор в принципе голосом не блещет, но играет очень хорошо и тоже, как баритон, обращает на себя внимание.
Остальной басо-баритоновый состав опять плох и безголос. Ну что же такое.

@темы: немецкая опера