Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:37 

Баритон в роли баритона

Мирелла
Угадайте оперу:
церковь; художник, такой романтический; пишет религиозную картину и размышляет о высоком; прибегает глава заговорщиков, преследуемый врагами, и просит его спрятать...
Нет, не "Тоска"... :crznope:

"Матис-художник" П. Хиндемит
Матис Грюневальд - Маттиас Гёрне
архиепископ Альбрехт - Скотт МакАлистер
Урсула - Мелани Динер
Регина - Светлана Донева
Ганс Швальб - Михаэль Вайниус
графиня фон Хельфенштайн - Надин Вайссманн
дир. Кристоф Эшенбах
Париж, опера Бастилии, 03.12.2010, live

Я никак не хотела слушать эту оперу, но сломалась и скачала :laugh: Ну всё-таки, Гёрне в главной роли, целая опера...
Хиндемит сам сочинил и текст, и музыку, опера вышла в 1937 году.
Синопсис можно прочитать на википедии (что я и сделала), но перескажу. Да, опера делится не на акты, а на более мелкие картины, семь штук.

Главгерой Матис - реальное историческое лицо, художник 16 века (малоизвестный), который ныне известен только росписью алтаря где-то в соборе в Германии. Я знать не знала, пока до оперы не дошло. Роспись изображает святого Антония, мучимого адскими видениями. Да, тот самый Антоний из песни Малера, глюки - это хроническое))
Дело происходит в 1525-30 годах - Реформация, религиозная война, крестьянские бунты. Германия в хаосе. Город Майнц.
1) Так вот, рисовал себе Матти тихо в соборе настенную живопись, да напевал Recondita armonia на фоне хора молящихся. Но прибежал к нему беглый глава лютеран-крестьян-повстанцев Ганс Швальб (наглый тенор) с дочерью Региной. И просит спрятать, ибо гонятся за ним жандармы барона Скарпии солдаты. Добрый художник дядьку спрятал, а сам стал с сопраной разговаривать и её успокаивать. Потом вылез и Ганс, и стал, поганец, орать и упрекать, что тот занимается фигней, пока родина стенает под пятой угнетателей. И чтобы он был мужиком, бросал картинки и шел уже тоже в революцию.
Вот козел, а. Тут человек культуру двигает, нетленку творит, куда потом туристов водить? И будь в сюжете Микеланджело или да Винчи, так обложил бы он тенора матюками и прогнал взашей. Но увы, баритон Матис был очень совестливый цветочек, так что загорелся, спел с тенором дуэтик в духе "Dio che nell'alma infondere" и пообещал сей же час идти примыкать к повстанцам :facepalm:
Наглый тенор Швальб убежал прятаться, а в собор пришел барон Скарпиа офицер с солдатами и забрал Матиса на допрос.
2) Зал епископского дворца, народ толчется, шум, гам. Католики скандалят с лютеранами, планируется сжигание лютеранских книг. Приезжает с кавалькадой архиепископ Альбрехт (тоже тенор) - правитель города и неплохой ваще человек. И, главное, баритона очень привечал, искусство любил. Хоть какая-то защита хрупкому цветочку. Епископу докладают, что живописец евойный подался в повстанцы и надо бы его казнить, но добрый епископ велит народу - не трогать артиста, а артисту - валить в собор и сидеть там в безопасности. Святой человек.
Баритон тут же среди народа мотыляется и общается с любимой девушкой Урсулой. Урсула - дочка видного буржуя-лютеранина, но до конфликта семей ещё не дошло.
К концу картины Матис требует отпустить его в отставку к повстанцам, епископ вздыхает, но отпускает, раз шлея под хвост залетела.
3) Баритон прощается с любимой девушкой Урсулой (долго и трогательно) и идет сдаваться в ряды мятежников. Ужас. Как можно так с талантами, а? Ему рисовать надо, а не воевать непонятно с кем.
4) Разгул повстанческой вольницы. Повстанцы громят замки и деревни, разоряют, уносят еду и ценности, занимают почту и телеграф. В частности, нападают на замок графа Хельфенштайна, убивают его (за кадром), и хотят уже обесчестить графиню и сжечь всё нафиг. Но тут встревает баритон (он же не может не защитить даму), уговаривает её не трогать. Является лидер восстания Швальб, и его почему-то в хаосе убивают самого. Дочка Швальба Регина плачет и причитает, мятежники собираются заодно казнить и Матиса (а нефиг было лезть), но графиня Хельфенштайн, помня добро, в свою очередь уговаривает оставить баритона в живых.
Бардак, правда? А что делать, смутные времена.
5) Тем временем в Майнце епископ Альбрехт совещается, что же делать, как общество успокоить, и хочет ради такого дела жениться на баритонской невесте Урсуле, типа, примирительный брак, она же из лютеран. Но епископ еще и тайно в нея влюблён, так что и тут решил подсуетиться.
Урсула переживает (а как же баритон, не хочу за тенора), но из чувства долга соглашается. Епископ узнает, что она только из долга, а так его не любит,и решает не жениться, а уйти в отшельники.
Во сериал какой.
6) Матис вместе с Региной (дочкой покойного Швальба) блуждает по лесу. Дорогу до Майнца, что ли, ищут. Пошарахавшись по лесу, устроились они на полянке (см. "Сказание о граде Китеже"), Регина засыпает, а Матис от нервов впадает в бессознанку и в полубезумном бреду отождествляет себя со святым Антонием (тонкая натура, что делать). А у Антония, как мы помним, были глюки, которыми его демоны соблазняли, но не поддался он. Теперь глюки принимаются осаждать и баритона (не новый приемчик - Макбет, Атанаэль, Франческо Моор и т.д.). Он, бедный, мечется и не знает, куда деваться, а кругом девки, девки развратные.
Не очень понятно, чего такого ужасного в голых девках, но баритон их боялся. Еще были всякие рожи и демоны и прочая бесовщина. Но ура, тут явился пред очами светлый лик епископа Альбрехта, сказал что-то умное и просветляющее, и глюки разбежались. Уфф. Настало утро, и герои пошли себе домой в Майнц. А епископ, видно, в том лесу отшельничать просто начал, а тут эти.
7) Прошло некоторое время, Матис снова пишет картину - теперь это образ Христа, любимая девушка с ним, вроде всё хорошо. Но ни фига. Эта девица Регина явилась к баритону (типа я сирота) и стала у него прямо там помирать и на мозги капать. И померла.
А баритон картину-то дорисовал, но из чувства какой-то интеллигентской вины нарисовал этого папашу Ганса в роли распятого Христа. И потом стали его мучить вообще мысли, что жисть его тоже кончилась, и все, финиш. Реактивная депрессия, видать. И в конце собрал Матис манатки (мольберт, кисти, ленточку (у него там ленточка любимая была, красненькая), еще что-то, короче, в котомку и ушел. В лес. Помирать!
Ну не треш ли со стороны автора?!
В целом действие бодрое и вполне интересное, много поворотов. Еще б хэппи-энд.


Считается, что идея оперы - описание сложного положения художника в эпоху перемен. А поскольку времена сложные практически постоянно, то и тема не увядает. Ну, а вторая идея в том, что если ты слишком мягкий и добрый, то всё у тебя будет через жопу, и все будут тобой вертеть. Нда. И никакие голубые глаза не спасут бедного главгероя, тем более что через аудиозапись их не видно. И только личное обаяние помогло как-то дожить до последней картины.
Очень не хватало барона Скарпии в сюжете. Может, хоть он вправил бы мозги персонажам и спас беспомощного художника от ошибок. Уж его-то глюками и девками беспардонными не проймешь. Но увы, барон отпахивал своё в другой опере.
Роль совершенно теноровая, персонаж - натуральный Каварадосси, только баритон. А явно баритоновые по духу две партии главы повстанцев и рассудительного архиепископа отданы тенорам. Странновато.
Всё было бы ничего, если бы эту оперу написал Верди, Пуччини или Массне. Даже, на крайняк, Рихард Штраус. Но нет, они все уже написали "Тоску" и "Таис"...
Хиндемит - это довольно тяжко. Сочинял, он там себе, а теперь людям страдай. Музыка вывороченная, муторная, наверно, это та самая атональность. Первая картина (в церкви и много баритона) еще как-то терпима, а потом всё тяжелее.
Но любовь зла - послушаешь и Хиндемита :alles:
Первая картина, даром что 30 минут, слушается относительно легко. Там правда похоже на "Тоску" музыкой и настроением. Флейты такие позитивные, струнные. И дуэт с сопраной очень завлекательный. Дальше всё сложнее. Много постороннего народа, что-то всё происходит. Не буду врать, отслушать всё-всё до минуты не удалось))) там еще и часа три с лишним))
К счастью, дирижирует Эшенбах, который сделал всё, чтобы воспринимать музыку было как можно легче. По крайней мере, слышно много трепетности, эмоциональности, переживаний и и одновременно нерва и динамики. Чувствуется, что дирижер выжал столько красоты, сколько было возможно, и больше там нет.
Гёрне поёт либо хорошо, либо прекрасно, но местами давится. Низковато, что ли, или еще как неудобно. Плотность голоса, густота звука и общий размах позволили бы ему вылезть в предводители восстания, а то и кого-нибудь свергнуть, но тогда как же сюжет...))
Вообще тут как-то голос не соответствует роли, имхо. Роль вроде как на нервного гиперчувствительного светлого баритона с надломом, а тут плотный объёмный Гёрне, басовитый, как медведь))
Тенор-епископ безголос чуть менее, чем полностью, но с харизмой, адекватностью и внутренним стержнем. Так что как личность вызывал симпатию, и его в рецензиях тоже все хвалят. Девки обе приятные, с довольно нежными голосами, играют душевно, только сложно различить, где какая. Тенор-Швальб средненький, но самоуверенный уж очень. Графиня - благородное меццо, тоже молодец.

Видео, как водится, нет, но по сети гуляет немало фоток, так что заценить можно. Постановка Оливье Пи со всеми его фишками: раздетые по пояс статисты, свечи, конструкции, кровать железная 1 штука, объятия с девками в количестве и т.д. Но бОльшая часть атмосферы, вероятно, осталась в живом зале. Время полу-абстрактное, есть нацисты (реверанс в сторону автора, они его преследовали), баритон попеременно с красным флагом, с мольбертом, с ленточками, с розочками, с нацистами, девицами. Ему всё идет, и к нему тоже все так и лезут обняцца и облапать. Могу понять.
Однако нацисты в опере это уж очень надоело. Так и не решила, хотела ли бы я такое смотреть. С другой стороны, Гёрне вроде милый, хотя уж очень упитанный.
Нет ну то есть, если бы видео было, то я бы, конечно, его скачала, но раз его нет, можно и поломаться :-D

Симпатичный репортажик о постановке!
videos.arte.tv/fr/videos/opera-mathis-la-crucif...
У Оливье Пи такое лицо, как будто он хочет попросить двадцать рублей на метро :laugh:

Помимо Гёрне в этой опере в своё время засветились еще (конечно) Фи-Ди и, к моему изумлению, Панераи. Вот всеядный))


@темы: 20 век, немецкая опера

URL
Комментарии
2014-04-27 в 12:05 

Озеро
Как закручено все, с ума сойти:crazy:. Опера-сериал, точно)).
Художника жалко, не дают ему спокойно жить...

Ролик симпатичный и Матти там очаровашка:tongue:. Уютный такой.

У Оливье Пи такое лицо, как будто он хочет попросить двадцать рублей на метро
:lol2: действительно.
Однако слушать эту оперу желание не возникает)).

2014-04-27 в 12:16 

Мирелла
Вот как трудно было, уложить весь сериал в три-четыре часа)))
да, с антрактами речь шла о 4 часах)))
Но, спектакль я бы посмотрела, Пи прикольно ставит, атмосферно.
Да и как Гёрне умеет играть, тоже интересно бы посмотреть, а то про это никогда не уточняют)

URL
2014-04-27 в 12:16 

Мирелла
Ролик ваще няняня :tongue: а девицы, девицы! ))

URL
2014-04-27 в 12:48 

Озеро
Пристали девицы к бедному баритону:crazylove:. Прям бежать кинулся от них:plush:.

2014-04-27 в 12:57 

Озеро
Еще нацисты там его хватают и руки выкручивают:protest:.

2014-04-27 в 13:28 

Мирелла
Прям какой-то беспредел :lol:

URL
2014-04-27 в 14:09 

Arashi-opera
Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Ну ты монстр, я б Хиндемита даже с Бастиком слушать не стала! Адище.

2014-04-27 в 14:25 

Мирелла
Сама в шоке :lol: ну до освоения на уровне "Трубадура" всё равно ещё как до Китая :lol:
А написал бы Пуччини, так и нормально было бы...

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная