23:22 

"Фауст" Ш. Гуно

Мирелла
Чему учит нас классическое искусство:
- бухать - хорошо
- спать с парнями без брака - ужасно плохо; это худшее, что может с вами случиться, и даже явление демона из преисподней менее ужасно, чем это
- симпатичный демон - это верный второй шанс для дамы в летах (см. Марта Шверляйн)
- не разговаривай в открытое окно, тебя подслушивают
- на наезжай на парня своей сестры, а то огребешь (дон Карлос ди Варгас ставит лайк).

Мы тут с Arashi-opera приобщились к прекрасному и посетили премьеру "Фауста" в Новой Опере. Я ленилась описать сие событие, но поскольку вечер, скучно, темно, сыро и больше написать почти не о чем, только о "Тесее" Госсека, то напишу. Хотя про это надо писать в хорошую погоду, а в плохую можно бы и о чем повеселее.
Но у меня в холодильнике есть берлинские пирожные!
Insolitaria, ты еще не ходила?


Пели, в общем, неплохо. Играли хуже, но перенести можно. Постановка никакая с редкими приступами. Дирижер никакой. Опера устаревшая. Музыка средняя. Сюжет тупой.
Спасти дело могло многое: толковая постановка, харизматичные артисты, гениальный дирижер. А также полная неосведомленность слушателя. Ну вот если бы ты вообще впервые был в опере - так и неплохо бы прошло!

С первым же тактом увертюры девица сзади стала громко шуршать пакетом. С первым тактом... Пошуршав еще чуток и получив недовольных оглядываний, успокоилась.
Дирижер Латам-Кёниг - скучный, медленный и никакой. Увертюра - минуты четыре-пять - прошла безвредно, но совсем никак. Ему очень хлопали, но, по-моему, не за что. Еще и звук как-то немного тихий, словно запись с урезанными обертонами. Но мы сидели под балконом, может, там немного глушит.
Постановка сделана совсем тихонько и ни о чем, просто обстановка. Фон для сюжета. Режиссер что-то совсем ничего не выражает... Весь спектакль идет кое-как, дай бог успеть за сюжетом, и похож на "Любовный напиток", из которого убрали весь юмор. Может, ей и надо мелодрамы ставить, а не это.

Фауст жил в подвале, кругом у него были книги, стол с креслом, нарисованные на стене оптические расчеты, а среди книг - огромный самогонный аппарат. Ну не аппарат, конечно, но он там в нем гнал чего-то)) Кабинет удался.
В роли Фауста обнаружился очаровательный, внешне и вокально изящный тенор Бадалян, известный нам с Опералии 2011 года. Он неплохо держится, мило поет и вообще симпатяшка. И у него так хорошо идёт французский текст. Вообще в НО с языком хорошо, в отличие от консерватории.
Сильный минус в том, что прям прожить глубоко роль не вышло, и пел он душевно, а в голосе ничего. Когда помолодел и стал бегать за сопраной, стало органичнее. Видимо, до осознания и проживания он еще не дозрел, а просто "я милый тенор" - это у него нормально.
Пострадав и решив убиться, тенор подполз к аппарату и нацедил себе оттуда самогону. Но тут к нему пришел Мефистофель.
В прямом смысле, пришел по переулочку. И стал вещать и уговаривать, а потом даже показал тенору видеопроекцию с сопраной. Это было сделано в стиле древних показов начала эпохи кино, поэтому проекция была вниз головой; а на другом краю сцены сидела сопрана как есть, чтобы народ понял, что это ее показывают. Идея вообще смотрелась неплохо, но то, что тенор влюбился в девку, которую видел вниз головой - это сомнительно.
Оказывается, тенор только и мечтал, что о девицах, а больше ему ничего не надо! А я-то думала, он насчет философии и прочего. Эх.

Всех, конечно, волновало только одно: как там Мефистофель? Будет ли петь, можно ли будет слушать, и вообще. Нчито другое, конечно, в "Фаусте" никого не интересует)) Рассказываю.
Незнакомый бас по фамилии Ставинский - это большой плюс, помноженный на большой минус. Он неожиданно очень красиво поет: у него прямо шикарный мягкий плавный бас, действительно красивый и уверенный. Приятный сюрприз. Внешне тоже смотрится, высокий, стройный, все такое. Грим опять же.
Минус же в том, что актерской харизмы и вообще способностей самостоятельно создать образ у мужика нет в принципе. Нет, он не портит, он все делает, как положено, жесты, поведение; да, ему режиссерша донесла, и он делал. Даже не сказать, что плохо или портил. Но это просто ноль.
Режиссерка, конечно, опять думала, что у нее тут Раймонди или Папе в рубашке с воланами. Вот прям приехал и стоит ручки складывает. И вся эта лаконичная игра одними жестами и "встал, оперся о перила, помахал ручкой" - да, им больше ничего не надо, только портить. При отсутствии же харизмы это не работало. И не говорите мне, что немножко не хватает или еще не научился - нет, отсутствует.
Возможно, мужик был бы прекрасным командором, Фиеской и всеми белькантовыми басами. "Сомнамбула", там...
Попутно с отсутствием образа в пении слышна та же самая неспособность играть и вокально, но техника и голос это сглаживали. Я большую часть слушала, закрыв глаза, и это выход. На слух неплохо, да еще живьем. Иногда глаза приходилось открывать, приглядывая за передвижениями.
Особенно заметно в речитативах - они должны прямо переливаться эмоциями, интонациями, игривостью... Ничего нет. Впервые поняла, что две хитовые арии петь гораздо легче - там бравурные мелодии и в темпе, больше ничего не надо. А вот даже первая сцена с тенором прошла со смысловой точки зрения просто никак...
Как назло, обоих героев еще и одели полностью в серое, причем на Мефике был нудный костюм с пинжаком. Вспоминается лямоннешная постановка 2002 года тоже в костюме - но там он был желтый!
И уже в первой сцене стала очевидна главная проблема всего спектакля: режиссер не умеет выделить героев из обстановки. В кабинете полутемно, и тенор с басом оба в сером - и они полностью сливаются со сценой. Может, хотели, типа, демон притворяется обычным - не работает. Тогда это должен быть Терфель.
И весь спектакль так, солисты не могут выйти на первый план. Так невыразительно выглядят и действуют...
Кстати, у них из глубины сцены еще и слышно хуже, и слева вверху тоже. А с середины и с авансцены нормально.

Зато хор был очень хороший, пели замечательно, и выглядели позитивно. Селяне в нарядах 19 века и веселенькие красно-зеленые солдаты. Это удачно. Задники с латинскими изречениями тоже ничего так.
Увы, к действию добавились сопрана и баритон! На хорошего баритона, конечно, никто всерьез не расчитывал, поэтому не расстроился. Это был Андрей Бреус, давнишний товарищ из НО. Вообще, у него есть некоторая звонкость и полетность, он спел арию и неожиданно сделал клевую фермату на конце. Однако в смысле пения вообще и присутствия на сцене он безнадежен, причем Валентин - военный, а Бреус - вопиюще гражданский. Неспособность изобразить хоть что-то военное не спасли ни шпага, ни медаль, ни сапоги... Ну он играть не особо может. И петь. И нудный. Когда он поет арию про медаль, думаешь только о двух вещах:
- Боже, и эту партию пел Бастьянини!
и
- А Тезье-то, оказывается, очень ничего! :alles:
Ну, зато хитовая ария про золото, конечно, пошла на ура, и мне понра, что во время нее на сцене закрутились колеса и стрелки часов, это прикольно.
Потом еще и вино потекло, правда, тонкой струйкой и быстро кончилось :laugh:

Но кто мне совсем-совсем не понравился, так это Маргарита. Режиссера внезапно охватило желание выделить героиню! Чтоб заметно! Но она же не умеет...
Поэтому героиня вся в черном с белом воротничком и с горестным выражением лица. Вероятно, это должно намекать на будущую трагедию. Но пока-то еще ничего не случилось! Сопрана - юное милое дитя в предвкушении! К тому же она чорная брюнетка, а Маргарита - блондинка.
Голос у нее вроде был, но пение мне почему-то не понравилось, и произношение похуже, а играть она совсем не могла. Тормозила как-то, одновременно все выглядит и примитивно, и горестно. Особенно ужасно было, когда она нашла шкатулку с украшениями и стала резвиться :facepalm3: Кружиться по сцене, щипать цветочки...
По итогу Маргарита отыгрывала образ "горничная из порнофильма на похоронах". А вместо медали на ней была ужасная огромная блямба)) С пичалью вспомнила Френи.
А у сопраны же огромная-преогромная ария про то, какая она нежная и романтичная, минут на 15. Но вложить нужный уровень эмоций она не могла, и слушать скучно. К тому же вскоре в театре что-то закоротило, отключился свет и титры! Свет вернулся, а титры - нет, и почти всю арию она пела невесть про что. Но у сопран все арии про одно, так что это не испортило. Потом титры включились.
Посередине арии я поняла, чего хочу от этой жизни. Чтобы Маргариту спел Маттиас Гёрне, и желательно прямо сейчас. Потому что слушать эту девицу, которая не имеет понятия, как спеть красиво, я больше не могу. А он же трепетный, и волнительный, и собаку съел на теме "первая любовь на травке". Это была бы идеальная Маргарита! Можно даже не гримироваться. И в пиджаке. Да спектакль бы сразу ожил!
Но увы, сопрана продолжила, и потом еще они с тенором бесконечно долго пели дуэт. Это было беспредельно скучно, и можно уснуть, а они всё не заканчивают. Вообще вся история с любовью - тупая до предела и сегодня неактуальная. Почему тенор зациклился на этой - непонятно. Почему не женился, тоже непонятно.
Да, у Мефика тем временем появились большие черные крылья, с которыми он на заднем фоне на мостике красовался, но крылья почему-то были от бабочки. От бабочки! Это креатив от режиссера.

Вставлю хорошие пять копеек - понравились Зибель и Марта. Зибель - поклонник сопраны, мецца - хотя бы была с индивидуальностью и как-то поживее прочих, и пела повеселее. Но ее мало. Марта пела не очень, зато держалась хорошо, была жизнерадостная и рыжая. Хотя бы позитив. С другой стороны, выглядела она, как хозяйка веселого дома, и как могла подружиться с ней приличная Маргарита - непонятно.
Даа, что я забыла! Во-первых, там есть танцовщик-миманс, который один временами выходил и с пантомимами типа комментировал. В один момент ему пришлось делать па с ведром воды - настоящим. Нелегко на ниве искусства! Надеюсь, ему дали премию.
Во-вторых - и вы никогда не угадаете этого режиссерского выверта - спектакль приурочен к дню рождения Гуно и дню рождения же М. Булгакова! А он, оказывается, любил эту оперу и вдохновлялся, когда писал роман. Поэтому в спектакль добавлены намеки на сцены из "Мастера и Маргариты"... :facepalm3: Гуно вообще как бы на это посмотрел?

Моя любимая сцена в соборе - Мефистофель запугивает сопрану с хором демонов - является, думала я, кульминационной, после которой события идут в другую сторону, все плохо и покаяние и т.д. Здесь же она нарочно сделана проходной и малозаметной. Народ после нее даже не похлопал. И как сделано! Сопрана даже не пошла в собор, а сидела дома на кровати и убивалась. А Мефистофель тихо сидел снаружи на лестнице и вещал... а ить он должен как бы сверху! Чтоб страшно! Но, именно сюда воткнули отсылку к Булгакову: к сопране постоянно выходила ее подружка Марта и приносила ей белые платки, наверно, она им задушила своего ребенка.
Помните, это в романе было, "пусть ей перестанут подавать платок", там какую-то ведьму третировали? Ну и типа вот. Наверно, режиссерка была довольна таким креативом. Однако во-первых, непонятно, почему сопрану изводит ее добрая подруга, во-вторых - что ужаснее - сцена полностью испорчена. Ибо вместо того, чтобы слушать, начинаешь тупо считать платки. На пятом или шестом плюнула, закрыла глаза)) А бас-то поет, старается! Но всем уже пофиг.
В-третьих, выходит, что Маргарита не боится демонов или раскаивается в содеянном, а просто ее добивает это вот неотвязное явление с платками, а если бы его не было, то все норм.

Так что эти минут десять были проходные, а потом вышли позитивные солдаты (особенно клевый пузан с мега-трубой), и вернулся с войны Валентин. Был, конечно, в шоке и недовольстве, стал бузить. Тенор с Валентином стали драться, Мефистофель ткнул его отравленным кинжалом, баритон стал сдавать, а тенор рванул на противнике мундир, и... и... Эх, жалко, капсов нету! Из баритона полезли соломенные опилки! И тенор их этак похватал и разбросал. Ну а баритон стал помирать, но медленно.
Что хотели сказать опилками?! Что баритон на самом деле - ожившее соломенное чучело? Нет, в каком-то смысле так и есть, поет он, как чучело, но не так же впрямую!
Когда баритон уже проклял сопрану (до чего тупые проклятия, ааа) и помер, на задней части сцены замечаешь стоящего там тихо картонного носорога. Он там стоит и оттеняет. Носорог. Его потом унесли. И баритона увели.
Но после опилок даже носорог как-то в глаза не бросается. Проперло автора на творчество. У нее внезапно.

Дальше тюрьма, тенор убивался, как же все так, Мефика никто не слушал, сопрана отказалась бежать, лучше помру, но на небеса и т.д.
В конце сцены Маргарита взяла за краешки своего белого платья и задумчиво растянула его в стороны. Я думала, ну так, ну просто... Нет! Мефистофель стал типа как крутить проектор, на сопрану полился свет, и на неё стали проецироваться какие-то картинки с цветочками. Сопрана как киноэкран!
Господи, режиссерка! Кончай креативить! Она и так еле играла, зачем под конец вообще превращать её в объект?
Наконец сопрана упала и померла (в красивой позе с ножкой, конечно), ну там хор, темно, Мефик проиграл, договор перестал действовать, тенор стал обратно старым и учапал в толпу. По идее, должно было быть - или стать - светло, потому что силы добра победили. Но нет, так темно и осталось.
Имхо, финальным кадром на сцену просилась видеопроекция светящегося креста - там куча темного пространства, ну надо - но его не было. Или я слишком предсказуемо мыслю. Может, надо было вернуть носорога...

Денег за поход не жалко, но второй раз не пойду. Смысла нет, спектакль пустой и бестолковый. Впрочем, и в мире ставят не сильно лучше, так что где-то даже на общем уровне вышло. Думаю, если сегодня ставить "Фауста", то надо всеми силами затенять любовные коллизии, а упирать на философию и абстракции. Надмировое существо среди людей, провоцируется в людях этим самое плохое, столкновение добра и зла, корысть и высокие чувства, и прочее. Только чтоб менее конкретно.

@темы: французы, Видео

URL
Комментарии
2016-09-23 в 00:13 

Insolitaria
"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Не, я как-то и не собиралась. Во-первых, Новую Оперу я в принципе сильно иррационально не люблю. Во-вторых, в последнее время я как-то охладела к театру (да и рабочее расписание к приятным вечерам не располагает). Ну и самое главное, я все еще трепетно храню воспоминания о скандальном "Фаусте" в Стасике и Мефистофеле-Степановиче, так что вообще не уверена, что когда-нибудь соберусь испытать это в другом театре - чтобы не портить впечатление. Тем более что мне в принципе Бойто как-то больше импонирует.
Но рассказываешь ты парадоксальным образом очень аппетитно :lip:.
Гхм, а что, Тезье пел Мефистофеля? Во я отстала от жизни! :wdpkr:

2016-09-23 в 00:54 

_AlisaSelezneva_
50 оттенков велюра
Ничто другое, конечно, в "Фаусте" никого не интересует))
словно в этой опере что-то вообще может заинтересовать. ты сама сказала, что музыка средняя и сюжет тупой) и вообще, очень салонный Фауст, манерный такой и совершенно без фантазии. ни проблеска чувства. Вот соглашусь с Insolitaria Мефистофель Бойто, хоть его и называют эпигонским и т.д., намного симпатичнее по сюжету и вот как раз с точки зрения музыкальности, мелодичности, способен куда сильнее взволновать зрителя, там есть настоящая трагедийность, все лучше, чем этот французский фарс.
Чтобы Маргариту спел Маттиас Гёрне, и желательно прямо сейчас.
я готова ради такого Фауста в Москву двинуться, режиссерская находка идеальная. И было оч. современно. :-D
Вспоминается лямоннешная постановка 2002 года тоже в костюме - но там он был желтый!
и вот главное кто там был Мефистофелем)
Гуно вообще как бы на это посмотрел?
думаю, что и Булгаков не был бы в восторге от Мефтистофеля-бабочки)
Впрочем, и в мире ставят не сильно лучше, так что где-то даже на общем уровне вышло.
из Мета с Папе смотрела? там тоже не самая удачная постановка, тоже вот такая нарративная, без фантазии, но зато увидишь как замечательно на Папе сидит белый пинджак)

2016-09-23 в 11:02 

vates
Спасибо за такой эмоциональный и наглядный обзор )

2016-09-23 в 11:37 

Madamina
Мефистофель Бойто, хоть его и называют эпигонским и т.д., намного симпатичнее по сюжету и вот как раз с точки зрения музыкальности, мелодичности, способен куда сильнее взволновать зрителя, там есть настоящая трагедийность, все лучше, чем этот французский фарс.
Особенно если там Доминго, Кабалье, Амвросианский оперный хор - и всем этим Рудель машет! :heart:

2016-09-23 в 14:29 

Мирелла
Insolitaria, Во-первых, Новую Оперу я в принципе сильно иррационально не люблю.
Почемууу? По-моему, ее все любят. И поют там лучше, чем в среднем по Москве. Может, тебе кто-то там сильно испортил впечатление?

Тезье пел маркиза ди Позу, и этого хватило :laugh:
Степановичу очень удаются всякие загадочные роли; король Аркель в "Пеллеасе" - лучший, какого я слышала в жизни.

URL
2016-09-23 в 14:40 

Мирелла
_AlisaSelezneva_, словно в этой опере что-то вообще может заинтересовать. ты сама сказала, что музыка средняя и сюжет тупой)
этот французский фарс.
И вовсе нет! До этого вечера я вполне уважала эту оперу и считала серьезной. Ну, потому что воспитана на Сази с Гяуровым, Ван Даме, Арайзе и т.д. И у них было очень даже. И глубина, и интересно.
И Булгакову тоже нравилось :tease2:

и вот главное кто там был Мефистофелем)
Уж не стала упоминать! Его бы тоже сюда неплохо, можно даже как есть))

я готова ради такого Фауста в Москву двинуться, режиссерская находка идеальная. И было оч. современно.
Да уж :gigi:
Вообще, часто думаю, что было бы любопытно менять местами партии, хотя бы в концертах. Мужские роли намного интереснее, да и расширение горизонтов, новые оттенки...

зато увидишь как замечательно на Папе сидит белый пинджак)
Я уже поняла, что он, как Каллас, на нём сидит всё)) И потому, что он явно присматривает за тем, что на нём надето))

URL
2016-09-23 в 14:40 

Мирелла
А вот Бойто я пока никак не могу, че-то не идет. Все говорят, хорошо, но никак. Ну только арию.

URL
2016-09-23 в 14:44 

Мирелла
vates, :super: а вы в Москве живете? :) Польза чтоб была от обзора-то))

URL
2016-09-23 в 15:19 

Madamina
А вот Бойто я пока никак не могу, че-то не идет. Все говорят, хорошо, но никак. Ну только арию.
Студийная запись, Трейгл-Доминго-Кабалье, дир. Рудель. Финал - это улёт в Космос.

2016-09-23 в 15:30 

vates
Мирелла, я из новосибирска, но польза есть все равно )

2016-09-23 в 17:36 

Мирелла
Ой, далековато))

Madamina, ладно, может, когда-нибудь)

URL
2016-09-23 в 21:04 

Insolitaria
"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Мирелла, это было в самом начале 2000-х, так что с тех пор, наверное, многое изменилось, или же мне так основательно "повезло", но все три раза, что я там была (два из них почти подряд), пели как раз очень плохо: в одном отдельно взятом случае настолько, что в первый и последний раз на моей памяти оперный певец не "детонировал", а именно фальшивил. Плюс, они находятся в такой ж... гкхм, в таком месте, что я каждый раз теряюсь по дороге что туда, что обратно.

А между тем, театровед во мне как раз прется от того, как Тезье поет ди Позу: "Ща я выйду из образа, поднатужусь и возьму эту высокую ноту... Уф, кажется получилось... захожу обратно в образ и страдаю дальше" :hah:

2016-09-23 в 21:33 

Мирелла
А мне кажется, поет он довольно легко, но в таком пафосе))
Надо мне как-нибудь тебя взять и сходить в НО как следует)) Заверяю, петь они стали намного лучше (тогда вообще все везде пели ужасно, я теноров из Стасика с ужасом вспоминаю)), и гулять там по центру тоже неплохо)) Тем более, улицы расширили и выпрямили. У "Чеховской" просто прекрасно стало.

URL
2016-09-24 в 00:25 

_AlisaSelezneva_
50 оттенков велюра

И вовсе нет! До этого вечера я вполне уважала эту оперу и считала серьезной. Ну, потому что воспитана на Сази с Гяуровым, Ван Даме, Арайзе и т.д. И у них было очень даже. И глубина, и интересно.
И Булгакову тоже нравилось

если честно не в восторге от музыки, совсем, пыталась слушать много раз, но раз от раза все сложнее побороть сон.
в общем, разные у нас с Булгаковым вкусы, разные)

А вот Бойто я пока никак не могу, че-то не идет. Все говорят, хорошо, но никак. Ну только арию.
отчаянно советую. записей этой оперы прискорбно мало, да и постановок наперечет.
но она действительно захватывающая, а какие там дуэты, крышесносные даже
Madamina, вот одну запись упомянула, ага, но не то, чтобы Домик потрясающий Фауст (приношу заранее свои извинения), он, конечно, не такой совершенно невыносимый зазнайка и орун как Дель Монако,но тоже очень неспокойный, задиристый, с философского его погнали курсе на втором, наверное.
Чезаре Сьепи замечательный был Мефисто, импозантная демоническая картавость) а Тебальди неподражаемая Маргарита, невинная грешница.
В общем, неистово плюсую, синьору Бойто поклон и охапка белых роз.

2016-09-24 в 10:26 

Madamina
но не то, чтобы Домик потрясающий Фауст (приношу заранее свои извинения)
Не стоит извиняться; я люблю Доминго, но не до степени "щас придушу всех, кто недостаточно восторженно о нём скажет" :). Запись Руделя мне очень нравится именно в целом. Там есть это ощущение, как бы это правильно выразить, присутствия высших сил, что ли.

2016-09-24 в 13:43 

Мирелла
Окей, понятно))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная