Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:14 

Ад и Шуберт

Мирелла
Плохие певцы никогда не кончатся, а значит, мне всегда будет, о чём написать :crzfan:
Была тут снова в консе, билеты по 100 рублей. Концертмейстерская кафедра. Пианино плюс обещали немного вокала - сопран и баритона Капустина (не знаю его, но вдруг).
Народу собралось совсем еле-еле, 50-60 человек. Даже студентов толком не было. В Малом зале холодно и полупусто, от чего ещё холоднее.
Зато там был рояль, уже хорошо))


Купив программку, обнаружила, что есть интересное. В первую половину сгребли иностранных авторов (опять Шуман и Шопен), во вторую - русских (опять Прокофьев и Рахманинов и романсы Чайковского). Баритон нашёлся последним номером с романсами Рахманинова. Сразу поняла, что на вторую половину оставаться не буду, а гр. Капустин будет петь без меня. Если я что и не переношу, так это наши романсы.
Зато первым номером было интересное - три песни из шубертовского "Зимнего пути" в исполнении некой дамы Елены Либеровой. Озеро, ты помнишь, я думала, пойти ли на её концерт? Дама дала уже два лидер-концерта - "Зимний путь" и "Мельничиха"; я тыкала её на ютьюбе, но осталась в сомнениях. А циклы идут без перерыва, и если окажется плохо, то уйти не удастся, и придётся изводиться час пятнадцать. Так что слушать даму не ходила, а тут она; сразу и приобщусь и узнаю, как что. Вдруг хорошая?
Лидер-жанр у нас совершенно не развит, так что я всегда присматриваюсь, кто это поёт, особенно к женщинам.
Потом обещались пьесы-пьесы, ещё немного песен, а в конце отделения - неожиданно ария из "Иродиады" Массне. Так вот вдруг посреди романсов.
Сообщу заранее итоги: не только зря пошла я на этот концерт, но и само моё рождение на свет было ошибкой! И Шуберт зря решил стать композитором! Давно я так не материлась :alles:
Немного смутило меня то, что песни из "ЗП" предполагались № 22-24. Как бы, 22-я - она идёт по контрасту с предшествующей ей 21-й (та медленная, эта - бурная короткая), но я совершенно не представляла, чтобы её можно было петь отдельно от первой с нуля. Там не та музыка - ведь всё-таки нужно сначала какое-то... вступление... Но, может, я неправа, не знаю.
Если бы взяли безответную № 1 "Gute nacht", я бы поняла. Или эффектную № 3... Но 22... Я сразу не могла отделаться от мысли, что человек, начинающий с голого места петь эту песню, вообще ничего не понимает и плюет на смысл, а поет для себя.

По сцене ходил работник и двигал рояль. И вот, погас свет (а на сцене зажёгся), и вышли пианист с дамой. Даме было, мм... под 50, хотя она говорит, что за 40. Слегка похожа на Образцову чем-то. В синем платье и шарфе... С книгой в ручках...
"Конферансье!" - подумала я. - "А чего она, список артистов в книжку записала?"
Но нет, это и была сопрано! Она встала у рояля, убедилась, что все её видят, оперлась рукой, откинула голову и сделала лицо "о, как я вдохновлена, о боже!"
Я забоялась. Чем больше лица, тем меньше вокала - это правило редко подводит. Вот если выходит и легкомысленно смотрит, ухмыляется или даже ржёт - почти наверняка хорошо петь будет. А как начинают одухотворяться - страшное дело.
И да, она открыла свою книгу и вознамерилась декламировать по ней. Я такого никогда не видела... Нет, ну всё бывает... но зачем? Как? Где ноты, если она не знает наизусть? Она же выглядит, словно читать стихи собралась в библиотеке!

Вот, это Кристиан Герхаэр, с пюпитром


Это - Рене Папе с партитурой А 4


А это Терфель в пинжаке без всего


Но это!! Дама с книгой!


Заранее угадать, какой голос у леди, не выходило, так что явно ждал сюрприз. И вот, она запела песню из "ЗП" № 22, "Mut". Матерь божья! Сначала я просто не могла поверить своим глазам. И ушам. Думаю, кажется. Ну, глюки. Потом подумала, что, ну, может, я чего-то не поняла и не расслышала. Прикрыла глаза, прислушалась. Открыла - дама таращится в книгу... Читала... подсматривала... блин, не знаю! Что за перформанс?
Потом стала угадывать, что, собственно, там? Ноты? Текст? Что там может быть? Это вообще печатная книга или записная?
Потом меня начал разбирать нервный ржач, потому что голос этой леди превзошёл все ожидания. Даже схватила фотик и засняла на память.
Оказалось, что дама - просто анти-певица. Голоса у нее не то что нет, у нее нет даже... даже осознания, зачем голос вообще нужен и что им можно делать. Общее впечатление такое, что ей очень, очень, очень хочется петь. Причем классику. И она выучилась петь и вот поет, причем не чтобы представить произведения, не чтобы впечатлить даже людей, а вообще непонятно зачем, типа, чтобы постоять на сцене.
Очень ма-а-аленький голосок, которым она слабо-слабо пищит, как мышка. Каждую фразу поет настолько пугающе медленно, просто чтобы как-то ее спеть. Сложно это описать, но впечатление зверское. Ладно бы еще эстрадное, но Шуберт проклятый! Ладно бы отдельные песни про весну и природу, но набитый философией "Зимний путь"!
Сочетание солидного возраста, внушительного лица, книжки и несерьезного почти девчачьего такого звенящего почти срывающегося голосочка - просто адский гротеск. Ничто ни к чему не вяжется. Ей тогда меццо надо иметь, с таким лицом-то. А голос ну такой, пажеский. Столько усилий и пафоса - а на выходе просто микроскопический результат... Лучше бы в прозе читала.
Вообще, наверно, у нас в народе мнение, что арии - тяжело, песни - легко, они же песни.
От медленности, конечно, все сидят и ждут, допоет или нет. А она еще и в книгу смотрит - кажется, что слова щас забудет или ноты. Я думаю, у нее там было расписано, как именно что петь, может, пометки какие. На память, видно, не вышло.

Лидеры - это прямой разговор со слушателем, причём глубокий и откровенный. Поэтому - в частности - их так непросто петь. Поэтому брать их просто потому, что лёгкие и голос справится - тяжкая ошибка. Поэтому (дополнительный момент) петь их с нотами - неправильно. Ведь никто не общается с друзьями, читая по бумажке? Ноты можно поставить и поглядывать, но они в данном случае тупо отгораживают от зала, причём и физически, и душевно.
Всего три песни, но это было долго, словно полчаса. Я уж глаза закрыла, чтобы не смотреть. Интересно, насколько далеко было слышно, я-то сидела на четвертом ряду.
В 2014 году я имела несчастье быть на концерте Гёрне, который пел этот "Зимний путь", чтоб его. Так вот, он поёт быстро - не торопясь, но не тормозит. И особенно где-то после 14-15 песни всё начинает лететь ещё быстрее, а уж последние пять - просто не углядишь, как кончились. Это довольно короткие песни, и хочется, чтоб спел еще, а то мало.
Но у мадам Либеровой они продолжались бесконечно долго и не кончались вообще никак. Это просто ужас! Это бесконечное мертвенно медленное пение ни о чём. О каком-либо смысле говорить нечего. Конечно, местами она пыталась что-то изобразить, но голоса-то нет, даже на интонации его не хватает. И осознания этого факта у нее тоже нет.
Несчастная № 22 тянулась изрядно и была, ну, ровной. Нельзя было бы догадаться, что на самом деле это очень быстрая и очень драйвовая песня с большим напором. Нет, это было.. ну да, я могу спеть только медленно, проговаривая слова, поэтомы ты, песня, будешь медленной, я сказала!
Но дальше еще хуже, песня № 23, "Nebensonnen". Хотя это не самая суперская песня цикла, поэтому ее не так жалко, но все равно жалко.
На второй песне стало понятно, что даже чуть более быстрого темпа дама не переживёт - видимо, она способна удержать строчку, только ползя еле-еле. И очень, очень ровненько. Не дай бог какую интонацию! Интонация - враг певца! Она сбивает с мысли и мешает петь. Ведь правда?
Поэтому № 23 растянулась, как вагнеровская опера в исполнении Баренбойма. Это было бесконечно долго, и чертова песня не заканчивалась. Кстати, там красивые 5 и 6 строчки (Ach, Nebensonnen bei fur mich), но их просто не было. Там действительно как бы герой уже устал от переживаний (да и певец устал петь и петь)), плюс только что была вспышка в № 22, так что в песне № 23 всё утихает и обессиливается. Но, мм, там же все равно остается смысл и сознательность, плюс, если поют душевно, то можно немного продлить удовольствие, а то скоро всё кончится) Там грусть, воспоминания, еще чего-нибудь. Сил на смысл у дамы не было, а она только еле-еле ковырялась в строчках. Но и отстать от песни и перестать ее мучать никак не хотела.
Последняя № 24 вышла немного лучше, т.к. там ну очень характерная мелодия плюс реально можно петь не торопясь, это как-то спасло.
Как, как эта женщина пела в предыдущих концертах циклы целиком? Она эти три еле вытянула.
В конце все хлопали, и я тоже: во-первых, ура, кончилось; во-вторых, она допела до конца, не прервавшись, что уже явно стоит отметить. Дама выглядела весьма довольной собой и своими талантами...
Я никогда, никогда еще не слышала такого ужасного исполнения лидеров. Никогда. Это худшее, что я слышала за годы, включая самых плохих студентов консы и даже Анджея Белецкого. Даже он не настолько антимузыкален. Даже студенты искренне хотят спеть. Ну как, как так можно? Как можно не слышать, что никакого понятия нет про то, что там вообще сочинил автор? Она просто убила эти три песни, а потом изнасиловала трупы, все равно они уже не шевелятся. Понимаете, я люблю придираться, но это другой случай. Она хочет иметь факт своего пения, эта дама, хочет стоять на сцене, хочет всего этого ощущения "я певица". И ради этого она принесла в жертву песни, не задумавшись. Причем любые, какие попались. Прямо расстрел заложников!
Обычно в таких случаях обидно за слушателей в зале, мол, достает нас артист. Но нет, даже этого не было, т.к. даже до установления хоть какого-то контакта дело у нее не дошло. Она бедные песни убивала... Пугает, что так запросто и бездумно, раз мне надо. Конечно, произведения для того и пишутся, чтобы их исполняли, но если они почему-то не хотят у тебя исполняться, может, лучше эти не портить, а смириться и взять те, которые получатся? Скромность, она украшает... а готовность изничтожить всё ради своих целей - пугает.

Думаю, дама появилась недавно откуда-то, возможно, приехала. У нее явно есть покровитель (муж?), ведь как-то она устраивает себе концерты. Также явно ей нашли хорошего учителя - у нее приятный звонко-звенящий тембр того, что можно считать голосом, как-то поставлено и видно, что занимались. Учитель, вероятно, сделал максимум возможного, но только не знаю, гордиться ли ему/ей этим или наоборот, скрывать сей факт...

Из хорошего - очень понравился аккомпаниатор сопраны, хрупкий юноша в очках, совсем молодой. Он неожиданно чудесно играл, очень мягко и спокойно, прекрасно подстроился к голосу и сумел не забивать даже эту певицу. У нас с аккомпанементом как-то обычно не очень, колотят, а он выделялся. Парня надо запомнить, звать Андрей Романов.

После певицы дальше пошли инструментальные вещи на рояле. Появился деловой мужик в перчатках, отодвинул в сторонку трупы, приподнял крышку рояля для игры.
Вышла очаровательная девушка по фамилии Семенова и очень душевно и талантливо сыграла сонату Клементи. Господи, какое облегчение! Темп, интересность, симпатичность и никто не поет! Просто бальзам на душу. Девушка просто спасла.
После нее еще пара-тройка человек играла Шумана и Шопена, потом девушка из Польши, тоже сопрана, спела три местные песни (она оставила довольно странное и сомнительное впечатление, ей и хлопали не очень много, но спела действительно хорошо, и голос хороший); потом еще Шопен, потом очень харизматичный юноша потрясно сыграл модерновую сонату какого-то Вайна - уж на что достал этот 20 век, но у парня прям звучало! Родился для таких вещей. А потом под конец отделения снова пришли петь и опять настал ужас :alles:

На сцену вышла дама блондинка 40+ в синем платье с шарфом. "Господи, это что, дубль два?!" - завопила я мысленно. Ну да, там же обещали арию из "Саломеи" и еще песню Штрауса "Сесилия".Ой, то есть из "Иродиады".
Блондинка радостно встала в позу ("ох, какая ж я певица!") и стала энергичненько петь. Тут оказалось, что первая-то дама еще не совсем ужас, и может быть и хуже. Та хотя бы пела негромко и не била по ушам! Ну, ей просто нечем было громко. А эта! Господи, как она орала. И как же у нее ничего не было понятно вообще. Она ни одного слова, ни одного не выговорила. Что это за ария, я понять так и не смогла, а она длинная, минут на пять. Нет, это просто ужас был. Она ухитрилась как-то полностью разрушить всю музыкальную ткань, превратить всё в кашу и хаос, и поддавала громкости всё больше. Массне, конечно, не самый понятный автор, но всё-таки определённая ясность у него есть, и, приложив усилия, понять, об чем он, вполне можно. Я не про текст, а вообще. Тут полное разрушение. Как будто арию изнутри разорвало, и ни музыки, ни слов. Опознать вещь и вообще понять, какого столетия и примерно автора ария - невозможно. Окончила сопрана совсем громыханием, ей активно захлопали (громко - значит хорошо!), и она была страшно довольна собой. Блииин! Что это было? Как называется ария? Что за персонаж, и вообще, где я, что происходит?
Дальше она завела "Сесилию" Штрауса. Не буду врать, мой мозг не смог запомнить)) поэтому я даже не могу ничего сказать об этом. Амнезия. Помню, что было шумно, но коротко, потом всё в тумане)) Ну, пожалуй, это как продолжение арии вышло. Разницы не было.
Тут я явно увидела сидящих в уголочке композиторов. Массне всхлипывал и причитал: "Что это, я такого не писал!", а Штраус гладил его по плечу, обнимал и приговаривал: "Ничего, ничего, а я уже привык". Как она ухитрилась изнасиловать двух авторов сразу! Вот они, суперспособности!
Отделение со всем этим безобразием продолжалось полтора часа (кафедры у них щедрые, поэтому дают помногу), и этого было достаточно, так что подхватила манатки и ретировалась.

На следующий день дома попыталась как-то переслушать исковерканное, поэтому попыталась найти на ютьюбе арию этой Саломеи. Непросто, ведь кто знает, что это, как называется. Вероятно, это ария, ээ... "Il est doux", про пророка. До конца не уверена, но похоже. Рената Скотто, хотя и поздняя, конца 80-х годов, и с изрядно резким голосом, несколько меня спасла. Оказывается, ария поется на меццо-пиано и вообще негромкая, и там размышления и переживания, и довольно неторопливо. Даже скучновато, но вполне контактно и разговорно. Саломея высказывает свои волнения. Никогда бы не подумала. В конце крещендо, но умеренное. Ну две разных арии вчера и сегодня...
С "Сесилией" так и не срослось, попытки понять эту песню не прокатили, даже Людвиг не помогла. Там как-то обрывисто, и что-то про женские страдания, но полуабстрактно. Вот думаю, может, у Кауфмана могло бы выйти, но пока не хочется слушать.
С "Зимним путем" не помогло вообще ничто, и даже Герне, ну просто жуть. Хорошо, что он этого концерта не слышал, а то бы его инфаркт наверняка хватанул. Сработало только, когда я взяла ноты и сама села за пианино, немного проиграла сама руками, прочувствовала, после чего отпустило... Это хорошо у меня пианино есть, а у кого нет?))

@темы: публикации, песни, концерты

URL
Комментарии
2016-10-15 в 10:34 

Озеро
Ужас-ужас-ужас:facepalm::facepalm2::facepalm3:

Даме было, мм... под 50, хотя она говорит, что за 40.
По фото выглядит, как за 60.
В голове не укладывается эта книга вообще!:crazy:
На ютубе вроде она была без книги. Но мне сразу как-то не покатила. Хорошо, что ты на целый цикл не пошла:cheek:, но и то помучилась за три песни...
Ну хоть инструментальные вещи порадовали))
Про Массне и Штрауса - жуть:horror2:

2016-10-15 в 11:42 

Arashi-opera
Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Господи, ужас какой! Бедная ты, бедные композиторы!

2016-10-16 в 10:47 

sir Arthur
Оказалось, что дама - просто анти-певица. Голоса у нее не то что нет, у нее нет даже... даже осознания, зачем голос вообще нужен и что им можно делать. Общее впечатление такое, что ей очень, очень, очень хочется петь. Причем классику. И она выучилась петь и вот поет, причем не чтобы представить произведения, не чтобы впечатлить даже людей, а вообще непонятно зачем, типа, чтобы постоять на сцене.
Новая Дженкинс? :gigi:

2016-10-16 в 21:45 

Мирелла
Вот в каком ужасе пребываем))
Правда, я собираюсь простереть свой мазохизм еще дальше и сходить во вторник послушать концерт вокального факультета, опять любопытно))

По фото выглядит, как за 60.
Да, возможно))

В голове не укладывается эта книга вообще!
Странно выглядит, да? Я пока писала, засомневалась, ну, может, ничего такого? Ну вдруг. Но живьем было забавно)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная