21:08 

"Собор парижской богоматери" Ф. Шмидт

Мирелла
Эсмеральда - Юлия Мигенес
Квазимодо - Вальтер Берри
Клод Фролло - Эрнст Гутштайн
Феб - Йозеф Хопфервизер
Гренгуар - Фриц Уль
Фалурдель - Ханна Фальбуш-Вальд
офицер - Вальтер Вольфганг Шелленберг
цыган - Карл Штреффль
Дир. Вольфганг Шнайдерханн
Вена, Фольксопер, 08.06.1975, live

Великому произведению Гюго не везёт с музыкой. Никто из знаменитых композиторов почему-то не соблазнился этим сюжетом. Поэтому по "Нотр-даму" существует полторы оперы, и те левые. Есть некая француженка Бертен, есть довольно ущербный ранний Даргомыжский и вот этот Шмидт. Ничем он не прославился, никто его не знал, а он взял и экранизировал Гюго.
Прости господи, это адский модерн 20 века. Это совсем безобразный модерн, где нарочно ничего не разобрать :protest: Начало на площади, куда выходят Феб и его приятель офицер, и тот сообщает о любви к Эсмеральде. Простой речитативный диалог замусорен шумом толпы и музыки; фоном выходит Гренгуар и вещает, что мы щас выступим. К диалогу просто добавляется третий персонаж - и о боже, его слова поставлены одновременно со словами двух предыдущих, чтоб никого стало не разобрать :protest:
Автор, да что же ты за козел!! Слушатель уже офигел, а прошло всего минуты три. И так будет без конца :facepalm3: Ну Моцарт же в начале "ДЖ" тоже написал трио мужских голосов, но не так же!

И да, это всё на немецком. Немецкий язык в драмах бывает хорошо, но только не тут! Это же просто ужасно, Эсмеральда и все-все-все - и на немецком.
Поэтому толком ничего не понятно, в музыке хаос, на сцене толпа. Такие вещи может спасти только одно - очень тщательная студия с чётким звуком и очень индивидуальными певцами. А тут еще и живьём... Правда, второй акт лучше, там действие конкретнее и страстей больше.
Без либретто нечего и слушать, но оно у меня есть. Там оказались купюры, а некоторые фразы отличаются, но можно понять, кто и что.
Я, естественно, рассчитывала на Берри, которого как-то залучили в не главную Фольксопер, да еще на такую роль. С его драматизмом и темным голосом Квазимодо - это самое то. Но, увы, Берри совершенно пропал в толпе, и его не слышно.
Когда его в начале вытащили на троне (праздник же был), то он пел вообще ужасно и это не пение, а вопли какие-то невнятные. То ли партия не подошла, то ли автор извратился. Ну или в 75 году Берри был уже совсем старый и не мог петь, не знаю. В отрывках, где потемнее и медленно, он разводил проникновенность (когда Эсмеральда его спасла и т.д.) и вроде было терпимо, но это вовсе не та шикарная красота, которая у него обычно. Эх, обидно...

Зато душевно поработал неизвестный бас-баритон Гутштайн в роли архидьякона. Вообще этот персонаж скорее должен быть более светло-жестким и более баритоном повыше (думаю, вот Герхаэр подошёл бы отлично, или Нимсгерн), но и этот резкий темный почти бас вписался. Минус в том, что они с Берри очень похожи, а должны был резко разными - на их контрасте половина конфликта строится. И Гутштайн немного медленный, не хватает надрыва; да и верхи у него негодные. Но противопоставление священника и прочих героев вышло, да и рявкнуть сурово может.
В начале 2 акта в тюрьме автор не удержался и сочинил архидьякону большую арию. "Наконец хоть спеть чего-то смогу!" - обрадовался персонаж, а то вечно заглушают и слова сказать не дают. Вышло что-то в духе "пьяный немецкий баритон на спор поет графа ди Луну", но лучше всего прочего :laugh:

Сопрано Мигенес пела в "Дон Кихоте" с Доминго, она ничего так, но звёзд с неба не хватает. Появление Эсмеральды сопровождается мелодично-танцевальной музыкой, но с таким оттенком важности, словно она Екатерина II, и это ее выход к народу. Певица звучит тоже более взросло, чем нужно, с дозой командирства, так что не убедила. И эмоций ей не хватает - рассказывает, как злобный архидьякон преследует ее каждый день, а в голосе ничего. Там музыка подсказывает, а сопрана толком не передаёт. Да вообще у нее эмоций нет... У Феба их полно, хоть и вопит, и у прочих нормально. В сольной арии с луной совсем скукота.
Сводня Фалурдель (маленькая роль в конце 1 акта) звучит намного интереснее, хотя голосом слабее. Но прям заметная.
Музыка местами ничего, когда кто-то пришел-ушел, пианы, какие-то проникновенные моменты. Когда бурно и люди, то ужас-ужас. Дирижер очень старался, звучало иногда романтично. Певцы тоже сражались с произведением по максимуму.

Наконец Эсмеральду повели репрессировать, и наконец из-за колонны вылез Вальтер Берри, а то его совсем почти не было. Может, за антракт он оклемался и будет щас жечь глаголом? Хор священников с с ведущим баритоном был не особо впечатляющим - явно не "Дон Карлос"...
Но нет, пения стало побольше, но Квазимодо звучал так же плохо, слышно, что той резвости нет и голос весь пропал.

В роли Феба противный фиговый тенор с напряжным верхним регистром и небольшим голосом, ему петь максимум че-то мелкое, и что в нем нашла сопрана, непонятно. Нет, ну он козел, но он же и поет, как козел. Орет постоянно. Правда, его влюбленности в цыганку уделено время, и хотя бы он там был увлечен, а не просто так.
А любовные дуэты одинаковы во всех операх всех стилей))
Зато друг тенора офицер был толковый легкий бас с хорошей дикцией и симпатичный. Он мне больше всех понравился, жаль, про него сюжет не рассказывает))
Гренгуар - очень даже ничего! Кажется, известный тенор по фамилии Уль. Прохладный тембр и какая-то харизма. Сильнее звучит и интереснее, чем Феб. Партия по размеру тоже больше. Но ему зачем-то сделали огромную арию посреди 1 акта, с которой он выбивается из разумного размера - все поют понемногу, а он как завел и трындит. И вообще персонаж броско-героический, и двух теноров надо поменять местами.
Вообще чувства меры и правильного вкуса у автора нет. То шум, то обрывает сцену, то слишком длинный проигрыш. Сольные моменты и дуэты в целом ничего, но три и больше героя - уже развал. Если прислушаться, то всё в лоб, для сопраны - нежная музыка, для процессии - важная, для воплей - быстрая. Убрать современный стиль, так второсортное бельканто. Писал бы уж инструментал, а не оперы... Вот интермеццо между актами из этой вещи в концертах исполняется.
И как он не почувствовал, что лучше написать на другом языке? Ведь Моцарт написал "Дон Жуана" не по-немецки, например - понимал же, что тут весь сюжет требует другой эстетики! "Фюрхте нихт" сюда не годится. Впрочем, местами слушается неплохо, особенно, когда без вокала))
Даа, и Феба пытался заколоть вовсе не архидьякон, а ревнивый поэт Гренгуар! Он следил и заколол! Слов нет, они не постеснялись даже сюжет переделать! :crzfan: Вообще философии тут нет, всё сведено к любовным линиям, и то, схематичным.
Потом Эсмеральду просто вывели из храма с солдатами, а потом отдали народу, и тот повел ее казнить сам, а вовсе не правосудие. В конце бурная сцена двух бас-баритонов, которая с хорошими голосами могла бы выглядеть очень неплохо, но один сипит и хрипит, а второй пытается сгладить отсутствующий верхний регистр.
Думаю, Гюго был бы весьма недоволен. Верди уже испортил ему "Король забавляется", а теперь еще и "Нотр-Дам" поковеркали :alles:

@темы: немецкая опера, 20 век

URL
Комментарии
2017-04-27 в 21:53 

Arashi-opera
Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Господи, я про этот опус даже не слышала.

Даа, и Феба пытался заколоть вовсе не архидьякон, а ревнивый поэт Гренгуар! Он следил и заколол!

Ё-моё, а чем тогда опера у них заканчивается? :wow2: Эсмеральду таки вешают или как? И за что? А с Фролло что?

2017-04-27 в 22:12 

Мирелла
Не, заканчивается так же: ее за кадром казнят, Квазимодо сбрасывает архидьякона с парапета, причитает E vivo ancor и исчезает в соборе, хватаясь за голову)
Вот сижу слушаю французский мюзикл, и как хорошо, как адекватно))
Но, кстати, нашла студийку с Моллем. И ещё с одними хорошими. Видно, придётся освоить дальше))

URL
2017-04-27 в 22:28 

_AlisaSelezneva_
грешная душа преступного царя
где ты вообще такое находишь, сколько раз этим вопросом задавалась)
и как это можно дослушать до конца, не выключив на 10 минуте. Загадка, вот что)
а за обзор спасибо:)

2017-04-27 в 22:40 

Мирелла
Как, как, я всё ждала, когда баритоны начнут петь лучше :D Так опера и кончилась))

URL
2017-04-27 в 22:41 

Мирелла
Нахожу, кстати, где угодно, просто такие штуки в глаза не бросаются, а так висят.

URL
2017-04-28 в 00:58 

Madamina
У меня это, кажется, есть, во всяком случае, точно было, но не помню, с кем.
А вообще за "Собор" в плане оперных "экранизаций" обидно - ведь просится же вещь! Хотя, может, потому и сложно: не знаешь, что оставить, а что выкинуть.

2017-04-28 в 15:37 

Insolitaria
"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
"пьяный немецкий баритон на спор поет графа ди Луну" - о, я обожаю эти Ваши формулировки! :hlop:

2017-05-02 в 19:00 

Мирелла
Insolitaria, блин, сама их люблю завернуть :laugh: мы же были на "ты", просто давно не общались :shuffle:

А вообще за "Собор" в плане оперных "экранизаций" обидно - ведь просится же вещь! Хотя, может, потому и сложно: не знаешь, что оставить, а что выкинуть.
Я всерьез рассчитывала на Верди, но он не захотел( уж он чувствовал, что оставить!

URL
2017-05-02 в 19:02 

Мирелла
У меня это, кажется, есть, во всяком случае, точно было, но не помню, с кем.
А посмотри, а? Думаю, мне захочется послушать ещё варианты, а искать лень, может, у тебя взять))

URL
2017-05-02 в 19:59 

Madamina
А посмотри, а? Думаю, мне захочется послушать ещё варианты, а искать лень, может, у тебя взять))
Если я её не снесла, то запись вот эта - afinatusoidos.blogspot.ru/search?q=schmidt (ссылки на сайте уже умерли). Если я её всё-таки снесла, то можно послушать на Deezer - www.deezer.com/album/4631271 .

2017-05-02 в 21:59 

Мирелла
Ага, ясно, я её нашла на каком-то левом сайте тоже, но там слушать неудобно. Залей мне, плиз, потом, если найдёшь :white:

URL
2017-05-02 в 23:48 

Insolitaria
"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Мирелла, то-то я хотела на "ты" обратиться, но потом подумала, что это из меня некультурность прет :shuffle2:

2017-05-03 в 16:14 

Мирелла
:laugh:
Оперы - тоже вещи очень некультурные. То криминал, то скандалы :laugh:

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная