Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:49 

"Сорока-воровка" Дж. Россини

Мирелла
Нинетта - Леонтина Вадува
Джаннетто - Роберт Гэмбилл
Фабрицио - Мишель Тремпон
Лючия - Жоселин Тайон
мэр Готтардо - Альберто Ринальди
Фернандо - Уильям Шиммель
Пиппо - Дженнифер Лармор
Эрнесто - Жан-Ноэль Беклен
Дир. Айван Фишер
Париж, театр Елисейских полей, 27.06.1988, live

Ложечки нашлись, а осадок остался.

Несмотря на то, что опера - это высокодуховное искусство, в ней часто встречаются преступления. В основном, конечно, это убийства; гораздо реже похищения, поджоги и взятки. В данном труде авторы обратились к нечастой теме воровства...
Каст включает в себя пять второстепенных басов, трех теноров, сопрано и двух мецц, одна из которых мужик. Уже из этого родятся подозрения, что сюжет не старались сделать понятным.
В общем, главгероиня Нинетта работает служанкой в доме богатого горожанина ( бас Фабрицио и его жена Лючия), и ее подозревают в краже серебряных вилок. Есть их сыночек тенор, который с войны вернулся. И, конечно, у них со служанкой роман, и они хотят пожениться. Однако, мама Лючия почему-то против!
Да, как странно - сыночек единственный хочет жениться на служанке, которую еще и в воровстве вилок-ложек подозревают. С чего бы тут возражать, женись, родной! Все прочие почему-то за этот брак, а вот мама против.
Ну, Нинетта ждет тенора, накрывает на стол, все ходят, тут же трется второй слуга Пиппо и ростовщик Исаак (из "Айвенго" сбежал). Встречают тенора, много трепотни, ария тенора хитовая ("Vieni tra queste braccia"). Кстати, интересная ария, с военным оттенком.
Все разошлись, и появляется... та-дамм! Амонасро, царь эфиопский! Это папенька сопраны, бас Фернандо (не путайте, два баса-отца, Фернандо и Фабрицио - зачем стараться и изобретать имена на разные буквы).
- Папенька, вы тоже с войны вернулись! - радуется Нинетта.
- Не так все просто, доча, - сурово сообщает бас. - Я, это, поссорился с нашим капитаном, меня обвинили и приговорили к смерти, так что я, это, дезертир, и никто не знает, что я здесь. А ты меня, значить, это, не выдавай.
"Аида", блин!
Итак, еще раз:
- эта Нинетта - непонятного происхождения
- работает служанкой
- подозревается в краже серебра
- крутит неодобренный роман с хозяйским сыном
- папенька ейный - дезертир
- и она его укрывает.
Мда, не пойти ли мне послушать "Риголетто", пока не поздно? Там хоть этого вот всего не было.
Но и этого сценаристам было мало.
Появляется мэр городка - неожиданно коварный бас - и начинает домогаться до невинной сопраны (баритоном себя считает). Сначала строит коварные планы застукать ее одну, а потом и пристает. Ну так, не всерьез.
Потом является еще какой-то мужик с приказом об аресте папеньки Амонасро, но вредный мэр - вы не поверите - забыл дома очки и не может прочитать и поэтому сопрана сама ему читает приказ и сочиняет от себя, чтобы папу не опознали. Господи, vil seduttor в очках!
Попутно с этим безобразием идет линия с ростовщиком и продажей серебра, но не стоит углубляться.
Но и это не всё. В конце действия, когда все ушли, прилетает настоящая сорока и таки тырит ложку или там что, вилку. Занавес.
Я, конечно, много опер переслушала, но это уж слишком :crzfan:
Нет, нет, еще не занавес! Кража ложки обнаружена, мама Лючия и злобный мэр обвиняют сопрану, ростовщик подтверждает, сопрана молчит, чтобы не выдать своего папу; ее арестовывают и обещают казнить.
Казнить. За несколько ложек. Даже Жану Вальжану всего 10 лет дали!

Во втором акте всё главное уже произошло, поэтому уровень неадеквата спадает. Нинетта таки арестована и сидит в местном сизо. Ее папа ховается в районе. Добрый тюремщик Антонио (персонаж на полставки из "Шенье") сочувствует и передает тенору записки. Тенор приходит навестить (там милый приятный дуэт). Потом является злобный мэр-бас, который никак не уймётся. И опять склоняет к разврату, обещая, что освободит девицу, ежели она ему того. Блин, "Нотр-Дама" начитался!
- Нет, уйди, проклятый архидьякон, в смысле, мэр! Лучше смерть! - упирается невинное сопрано.
Дальше опять муть с героями, наконец, суд и приговор (мрачная музыка, люди). Папеньку сопраны также ловят и арестовывают. Да нас ждет массовая казнь!
Нет, не ждет. Нас ждет новый виток абсурда.
Появляется герой, которого еще не было - бог из машины.
А именно, еще один бас с войны, который откуда-то взял и привез помилование! Как у людей хватает совести писать такие либретто?
Нинетта с эшафота вещает обращение к народу, и ее уводят. Слышатся выстрелы (блин, да там даже расстрел ее целым полком?), все в ужасе. Неужели ее расстреляли, как трубадура Манрико?
Попутно второстепенные герои обнаруживают гнездо сороки, а там ложечки. Гы-гы.
Сопрана возвращается целая и живая, все радуются, объятия с тенором и папой, хэппи-энд. Злобный мэр разочарован.
Да, а сорока ручная и говорящая. Как это делают режиссеры? Вешают чучело или наряжают миманс?

Из хорошего тут первоклассная, изумительно, сказочно красивая увертюра 9-10 минут, которую часто играют отдельно.
Вообще музыка значительно лучше, чем сюжет, текст и певцы. Блин, ну почему на эту прекрасную музыку нельзя было сочинить что-то поприличнее...
Фишер гениально дирижирует, музыка светится и переливается, при этом очень тепло и мягко. Заметна разница самой музыки и всего, что к ней прилагается.
Но, иногда слышны фразы из "Цирюльника"))
При слушании постоянно есть две мысли. Во-первых, какой ты высоконравственный, слушаешь бельканто! Россини! Но, чувствуешь себя так, словно вместо шоколадного тортика ешь салат со шпинатом - и полезно, и правильно, но уж очень пресно :alles: Во-вторых, лучше бы это и правда была драма. Весь первый акт со этими ложечками, блудным папой-дезертиром и прочей ересью терпеть трудно. А вот когда во втором акте пошла трагедь, суд, эшафот, то вроде как-то разыгрались и появился нерв и смысл. и музыка драматическая у Россини очень хорошо вышла.
Кстати, 31 мая будет 200 лет со дня премьеры.

Эту запись я подцепила на шаре из мимолетной симпатии к баритону Шиммелю и думала, мол, воот, надо бы певцов получше. Но порывшись, скажу, что это явно из лучших версий (хотя ее нигде в списках нет). Прочие записи вдохновляют еще меньше. Вообще это пиратка, и записывальщики кашляют, голоса далековато, но слушать можно.
Партия злобного мэра - для звездных басов (отметились Регаццо, Пертузи и Рэми), папаша тенора написан для бас-баритонов с оттенком комедии (у которых тембра не хватает), второй папаша - для просто баса.
Главная находка - прекрасный лиртенор Гэмбилл. Ну он оочень прекрасен! Я, конечно, не отличу его вот так от, скажем, Бенелли только по голосу, но поет шикарно. Уверенный такой, звучный. Роль, кстати, тут у тенора не особо большая, он не в главных героях.
В роли Лючии очень приличная французская мецца Тайон, но она для вещей конца века, вот в "Пеллеасе и Мелизанде" пела. Для Россини не подходит, ее как-то выбивает из ритма и размера строки. Хотя поет нормально, с дикцией и играет. У нее такие богатые интонации... даже жаль тратить ее способности на эту проходную роль. Глубокая артистка.
В роли папы тенора французский бас Тремпон, довольно неплохой и вписавшийся в Россини, как родной. Но, звучит почти тенором (это его пираткой стёрло), и персонаж в общем проходной. Неясно, зачем он вообще в сюжете.
Главная героиня сразу выходит с романтичной арией (мечтает о теноре) вместо того, чтоб работать. Прекрасная сопрано Вадува, очень ровный звучный голос и подвижная. Она только самую капельку скучновата, не хватает харизмы. Вот у Тайон харизмы много, а у Вадувы недостаточно. Но вокал все сглаживает.
Шимель (в роли сопраниного папы) - очень душевный правильный баритон с настроем и бархатным тембром, но, увы, к бельканте он не очень приспособлен. Поэтому отстает по темпу от музыки и сопраны, не успевает, в дуэте утонул и добирает страстью вместо точности. Сам по себе хороший, очень эмоциональный, хотя скорее муж, чем отец, ну ладно.
Ростовщик Исаак - очень смешной характерный тенор (тут приятный лиричный, прикидывается характерным), вылитый как в "Силе судьбы" с тем же текстом. Очарование.
В роли вредного мэра немного неожиданно итальянский бас-баритон Ринальди, который перепел кучу, но всегда на вторых ролях. Он молодец, но партия написана для низкого сочного баса. Он давится, сомнительно колоратурит и всеми силами строит из себя баса-профундо. Роль немного жалко, хочется певца круче; но с другой стороны, это комедия, и слегка не справляющийся вредитель даже подходит. Ринальди старался, герой прям обаятельный.
Вторая мецца - между прочим, Лармор, звезда - как-то стерлась и не впечатлила.
Вообще в пиратке все теряют, но каст разнообразный и непредсказуемый, поют вразнобой, но любопытно.

@темы: Россини

URL
Комментарии
2017-04-09 в 18:59 

Arashi-opera
Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Поржала. :laugh: Ну, дебильное либретто vs. отличная музыка — это общая беда опер, "Силу судьбы" вспомни. Или, омайгад, "Оберто". Про барокку я ваще молчу. :alles:

2017-04-09 в 20:00 

Мирелла
Вот меня это расстраивает! Лучше бы уж всё было фиговое, зато без диссонанса)
"Сила судьбы" уже кажется вполне разумной))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная