23:15 

"Каменный гость" А.С. Даргомыжский

Мирелла
Дон Жуан - Дмитрий Тархов
Лепорелло - Георгий Абрамов
донна Анна - Наталья Рождественская
Лаура - Нина Александрийская
дон Карлос - Даниил Демьянов
монах - Константин Поляев
статуя командора - Алексей Королёв
Дир. Александр Орлов
1946г.

Твой дон Жуан - безбожник и мерзавец! А ты... ты дура! (с) А.С.Пушкин

Если вы вдруг не любите музыку Моцарта; не хотите слушать сюжет на итальянском языке; не одобряете рифмы, ритм и мелодичность; не согласны, что ДЖ - баритон...
...то как вас земля вообще носит?! :laugh:
Тем не менее, композитор Даргомыжский позаботился о вас и написал свою версию. Она существенно короче моцартовской (всего 4 крупных картины минут по 20), на русском и с тенором в главной роли.
Явный минус это музыка. По времени (автор жил до 1860-х) ему бы писать лиричное-мелодичное типа "Лючии", и этого и ждёшь. Однако почему-то "КГ" написан в каком-то модерновом духе - всё одним полотном без пауз, никаких рифм, одни речитативы, музыка довольно дисгармоничная, и её не понять. Где-то в духе "Пеллеаса", однообразно - но там было переливчато, а тут ещё и не музыка, а словно дождик сечёт. От авторов 20 века ожидаешь безобразий, а тут посреди 19-го насочиняли бог знает чего! Смутно помню, что Шаляпин в мемуарах что-то писал про эту вещь и объяснял, но ничего не помню.
Блистательный текст Пушкина - это огромный плюс. Мы все знаем, что Пушкин - наше всё, но теоретически, а когда конкретно сталкиваешься, то прям падаешь. Да Понте написал для "ДЖ" текст очень красивый и тоже интересный, его можно читать или слушать снова и снова и смаковать эти его изящные повороты. Но той глубины и силы психологии у него нет.
Потом, тут как раз дополняет и описано то, чего у Моцарта не хватало. Вот многим не даёт покоя вопрос: было ли что-то у ДЖ с донной Анной или нет? Прям спать люди не могут. Так Пушкин всё как раз пишет: было так и так, успокойтесь уже :laugh:
Ещё мощнее расписано, как надо соблазнять дам. Не надо тратиться на курсы пикапа, не надо ничего - прочтите внимательно, как у Пушкина! Такую эффективную работу я встречала только в "Ричарде III" Шекспира...
Вообще чётко прописаны портреты персонажей, в чём их разница, взгляды, мысли. Очень много мыслей. Сам ДЖ намного умнее, глубже, разнообразнее... он много размышляет. Он изящен и ироничен. Это скорее не опера получилась, а аккомпанемент к пьесе Пушкина.
Некоторая трудность в том, что всё время вспоминается кино с Высоцким, и приходится отгонять этот образ)

Случайно вышло или нарочно, но тут умопомрачительный каст, где у всех тембры голоса и стили пения захватывающим образом подходят к персонажам. Почти все певцы, кроме главных, неизвестные. Дирижёр ли подобрал, сами ли они так собрались, не знаю. Но это такое дополнительное удовольствие - когда сам голос вписывается в характер!
В этом плане ярче всего артистка Лаура. Это обаятельное приятное меццо с явной долей развратности. Откуда, откуда она взялась и как удачно, ёлки! Это не тип Кармен, это именно в каждой фразе легкомыслие. Ыыыы!
Незнакомый баритон Демьянов (дон Карлос - персонаж, которого не было у Моцарта, как и Лаура) немного не обаятелен и от него так сразу не хочется ахнуть - но там и герой агрессивный и ригидный. Зато в плане голоса, техники и харизмы хорош нереально. Нигде его больше не встречала. Как обидно за наших певцов! Этот мужик украсил бы собой любую итальянскую оперу, весь Верди, Пуччини, Доницетти... Да там Гуэльфи с Серени рыдали бы от зависти. И что, ничего... Всё-таки у нас всегда было так, что вот вам одно-два имени, и больше не нужно. Совершенно нет понятия, что чем больше, тем лучше...

К счастью, хотя бы тенор Тархов был довольно известен, хотя и уступал Лемешеву. Тархов прекрасен настолько, что прямо не верится, что такие певцы и правда существуют. У него несколько характерный тембр, и поначалу он всё хи-хи, и кажется, что ну так, тенор и тенор. Но когда он потом постепенно добавляет и добавляет голоса, начинаешь офигевать. Где-то читала, что он чуть ли не helden. Плюс он потрясающе талантливый певец-актер, и образ Дон Жуана - да ещё с пушкинской ироничной психологией - просто приковывает к себе. Чуть ли не первый раз, когда реально понимаешь, что можно было найти в этом персонаже. Такой умный!
Лепорелло здесь такой же, как в классике, а значит, само обаяние) Чуть больше язвительности и меньше менторства, чуть сильнее позиция слуги (точно нет равенства и дружбы, как бывает). Поёт бас-баритон Абрамов; мощь обаяния этого певца настолько беспредельна, что описать ее нельзя)) У нас немного таких певцов было и есть; это итальянский размах баритоновой харизмы во всей красе)) К счастью, у него есть и моцартовский Лепорелло - такой же прекрасный. А то тут роль маловата.
Речитативы и сцены с частными конфликтами у Даргомыжского выходят неплохо. А вот финал с командором ну совсем не удался. Нужного напряжения и силы в музыке совсем нет, финал какой-то смазанный. Жалко. Командор вообще появился и спел только в конце, а в монастыре молчал. Поет ничего так, средне, на фоне основных сил не впечатляет. Не страшный совсем!
В замену молчащей статуе в сцене в монастыре есть небольшой разговор с басом-монахом (бас Поляев), роль симпатичная, но певец из всего каста самый неинтересный, голоса никакого. Хорошо, что вместо него с донной Анной разговаривал дон Жуан))
Донна Анна - вполне душевное сопрано с живыми интонациями. Её прямо слушать интересно. Получилось изобразить моральную дуэль с ДЖ.
Даргомыжский - точно не моё, но запись великолепная. Окунуться в интеллектуальность...

@темы: русская опера

URL
Комментарии
2017-05-26 в 23:20 

_AlisaSelezneva_
50 оттенков велюра
Даргомыжский же новатор был!
жалка только, что музыка к ДЖ не запоминается даже после 10 прослушиваний. слова запоминаются, за что Даргомыжскому пасиба. Эту маленькую трагедию наизусть заучила. К счастью, он там Пушкина не трогал и не переписывал)

2017-05-26 в 23:23 

Мирелла
Новатор?! Какой ужас)) Тогда понятно))
Из Д. запоминается только ария мельника в "Русалке".

URL
2017-05-26 в 23:25 

_AlisaSelezneva_
50 оттенков велюра
Из Д. запоминается только ария мельника в "Русалке".
а князя ария?
я ее только помню
:laugh:

2017-05-27 в 00:03 

Мирелла
Я только князя Галицкого знаю, но это из Бородина))

URL
2017-05-27 в 12:10 

Madamina
...то как вас земля вообще носит?!
:lol:

А с записью надо бы и мне ознакомиться - Атлантов-Милашкина-Ведерников что-то совсем не пошли, может, тут проникнусь. На Youtube нашла?

2017-05-27 в 13:23 

Мирелла
У меня своя на диске, и вот на яндексе есть music.yandex.ru/users/e.m.kochneva/playlists/10...
На интоклассике версию с Атлантовым тоже что-то раскритиковали, и еще какую-то. Может, эта и лучшая.

URL
2017-05-30 в 15:29 

Bersaba
Я баритона Демьянова слышала когда-то в Волшебной флейте 47-го года (Зандерлинг), оратор, что-ли называется та роль, всего несколько фраз у него, но он меня потряс, я потом долго искала что-нибудь еще...

2017-05-31 в 10:36 

Мирелла
О, буду знать! Оратор, да, партия вообще симпатичная.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кабинет Миреллы

главная