Коррадино Железное Сердце - Пьетро Боттаццо
Эдуардо Лопес - Мария Казула
Графиня д'Арко - Маргарита Рохов-Коста
Дон Раймондо Лопес - Агостино Феррин
Изидоро - Роландо Панераи
Алипрандо - Доменико Тримарки
Джинардо - Карло Дзардо
Эгольдо - Ренато Эрколани
Родриго - Вико Полотто
дир. Бруно Мартинотти
Генуя, 27.03.1974, live
Слушала целую неделю маленькими кусочками, ибо 1) мало времени, 2) это жуткое бельканто, 3) плохое качество записи, уши устают. Но решила одолеть, надо же просвещаться и не бросать недослушанное на полдороге.
Сюжет прелестный! Сначала прочитала либретто, как я понимаю, это комическая мелодрама/романтическая комедия с интригами. Дело веке в 14-16, в Испании.
читать дальше"Красавица и чудовище" в версии Россини! В мрачном замке в одиночестве живет злобный обиженный жизнью и врагами тенор Коррадино-Железное Сердце. Он ненавидит всех, а пуще всего женщин, не допускает их до себя и приговаривает, что женщина и честь суть вещи несовместные (Гамлет нашелся!) Короче, Чудовище. Хотя кого может напугать тенор
При теноре для помощи и сохранения хоть какого-то порядка живут
В замке в мрачном подземелье томятся пленники, в том числе - мецца в штанах Эдуардо Лопес. Его папа, солидный бас в годах дон Раймондо Лопес - военный противник главного героя-тенора. А тенор победил его в бою и захватил сына-меццу в плен и заставляет признать свое превосходство.
Симпатичный, но нахально-развязный и не слишком умный баритон (на самом деле, конечно, бас-буффо) Изидоро - бродячий поэт с гитарой - забрел в замок во второй картине 1 действия, да так и остался. В принципе, в сюжете не нужен, но оживляет действие. Как было модно в те годы для второстепенных комиков, разговаривает на жестоко путаном неаполитанском диалекте.
По-моему, это самоирония - Изидоро похож на сатирический вариант Фигаро.
К середине 1 акта в замок бесцеремонно явилась погостить главная героиня Матильда - веселая самоуверенная кокетка, но девушка добрая и тонкая - и ее соперница и претендентка на руку Коррадино графиня д'Арко (вторая мецца). Скандалила с Матильдой в точности как в "Свадьбе Фигаро". С тенором Матильда умело применила политику кнута и пряника, и тот безумно в нее влюбился. Дальше небольшие перипетии (хи, тенор решил, что пришлый Изидоро его заколдовал и заставил влюбиться, вопил, что Изидоро некромант), тенор обвинил Матильду в предательстве, присудил ее казнить, но это были козни злой графини. Далее хэппи-энд.
А опера кончается словами "Мы, женщины, рождены, чтобы побеждать и править!"
Музыка под стать очаровательному сюжету, слушать не так и сложно, и зацепило, что музыка чутко отзывается на текст. Купюры в записи есть - много мелких, отсутствие некоторых повторов и нет сцены с некромантством. Ну, в те времена без купюр не обходились.
Увертюра 10 минут, с 2-3-мя ложными остановками (ну, думаю, все! Ан нет) и почему-то героико-драматическая. С временными вкраплениями позитивных мелодий (видимо, изображающих жизнерадостную Матильду в противовес мрачному тенору).
Из оперы мне больше всего понравилось:
- кусочек сцены Коррадино-басы-Изидоро (о, эта непосредственная развязность в речи баритона!)
- совершенно вынес моск дуэт-кабалетта с хором "Ch'io fuggo ho gia timore" - даже от Россини не ожидала настолько заводной мелодии и ведь как трудно петь, и как справляются
- по тексту убил дуэт баса с сопраной, он замечательно прикольный, похож на дуэт Фигаро-Розины, но музыкально скучноват
- прелестный военный марш, с которым полки уходят на бой в конце 1 акта - опять не ожидала, что Россини мог прекрасно писать и марши
- очаровательная финальная сцена (ариозо, каватина?) сопраны, веселая и изящная.
В общем, всякие живенькие кусочки.
Качество записи плохое. Всех слышно, но тембры ухудшены, красоты голосов нет, все кажутся пронзительными. Особенно главные герои. Зато поют легко и без напряжения, а партии сложные.
За Матильду неизвестная мне Вальденасси. Техника хороша (шикарно спела ту кабалетту!), но голос резкий и, главное, у нее психология субретки. Не видно аристократки, она слишком приземленна, ей только горничных петь.
Боттаццо умница, хоть тут звучит совсем пронзительно, но веришь, веришь! Конечно, Коррадино не злодей, а обиженный на жизнь, слегка беспомощный в непривычной ситации и в целом симпатичный юноша. Не страшный ни капли, да и как иначе, ведь лирический тенор.
Басы оба звучат приятно, серьезно и убедительно, особенно Тримарки. Дзардо слышала в "Литовцах", был так себе, здесь хорошо. Тримарки вынес моск в дуэте с Матильдой своими отточенными колоратурами. Аж не ожидала, очень хорош был.
Бас первой линии Феррин появился только во втором акте, партия у него типичная - благородный отец. Арию пел нудно, не понравился. Думаю, он тут поленился и не выдал того, что мог.
Мецца Казула посредственная, не понравилась, хоть у нее выигрышная роль, а вот графиня была нескрываемо классом выше.
Мой дорогой Панерайчик порадовал великолепно сыгранной нахальной безмозглостью персонажа. Эти разбитные интонации, и при этом безупречная техника, и теплый голос. Разве что неаполитанский диалект не воспроизводил, пел просто на итальянском.
Буду еще слушать современный непорезанный вариант с Массис. Вообще опера очень милая, странно, что не стала популярной. Не хуже "Итальянки" или "Золушки", а ее не знают.
Хочется, чтоб Коррадино был Бергонци (был бы потрясный трагический накал) или Шиков (вот кто бы отыграл тенорскую психопатию на пять баллов), Эдуардо - Сими, а поэтом Брускантини или Таддея (любопытно). Басом можно оставить Феррина, но сделать внушение, чтоб не ленился. Алипрандо - Винко!
А видео! Какое может быть красивое кино, куда смотрит Поннель. Мрачный замок со стенами, алебарды, кирасы, флаги...
UPD 03/05/11: ну я совсем сдурела, какой еще Бергонци