Мария, графиня де Роган - Анник Массис
Риккардо, граф де Шале - Октавио Аревало
Герцог де Шеврез - Стивен Салтерс
Арман де Гонди - Рубен Аморетти
де Фьеск - Александр Васильев
Дир. Эвелино Пидо
Женева, 17.11.2001г., live
Хотелось драмы, чтоб все пострадали, но не надрываться над героями. "Мария" прекрасно подошла. Сюжет надуманный и донельзя банальный, музыка более чем средняя, хоть и есть интересные мелодические моменты. Например, необычный аккомпанемент арии сопрано в 1 акте; вступление ко 2 акту и ария тенора... Увертюра 10 минут, довольно игривая, но тоже тривиальная.
читать дальшеПо сюжету: дело в Париже времен мушкетеров. Сопрано замужем за баритоном (герцог де Шеврез), но тайно любит тенора, которого знала еще до брака. Тенор когда-то спас баритону жизнь, за что тот его считает лучшим другом, но видятся они редко, тенор только что приехал. В 1 акте тенор ввязывается в скандальчик с де Фьеском (второстепенный бас, совершенно не прописанный) и вызывает его на дуэль, за что грозит казнь по указу Ришелье. Весь второй акт к тенору на дом ходят то сопрано, то баритон, умоляя его бежать и спастись, причем во время визита баритона сопрано прячется в шкафу. В 3 акте вредный бас де Фьеск притаскивает баритону любовное письмо от тенора его жене, от чего тот впадает в умеренное буйство, скандалит с женой, а затем и с тенором. Далее тенор застреливается, а сопрано поет что-то горестное на веселый кабалеттный мотив.
Хрень редкостная. Доницетти не надорвался, сочиняючи, а либреттист совсем обленился. Бас практически компримарий, прописать тенору хотя бы выбор между любовью и долгом никто не подумал. все те же перипетии мы уже встречали хотя бы в "Деверо", "Бале-маскараде" и "Битве при Леньяно", но "Деверо"-то это вещь! Я посомневалась, не было ли бы это лучше на французском, но думаю, не намного. Лучше всего второй акт, там поинтереснее, третий фигово, но терпимо, первый совсем отстой.
Но так все милые, сопрано несчастная и утонченная, тенор - зайчик, баритон - душечка. Хотя что сразу было требовать крови из-за одного несчастного письма, которое могло оказаться поддельным...
Музыка звучит легко, светло и изящно. Может, Доницетти пытался изобразить парижский шик?
Бриллиант этой записи - Анник Массис. Это женщина-мечта. Волшебный теплый голос (и у нее есть вибрато! В наше-то время!), изысканность, утонченность По сути, слушать стоит только ради нее.
Тенор средненький... ну, типичный тенор, ничего больше. Старался, но партия ему тяжела. Ко второму акту стал лучше, ну и привыкаешь.
Баритон Салтерс продемонстрировал жутчайше сиплый тембр в среднем регистре (не от старости или болезней, а от природы; не думала, что таких сиплых берут в оперу), отсутствие верхов и низов и вообще он явный тенор. Баритоновая окраска была еле заметна, немного сгустилась только в финале, когда были разборки с сопраной. Но у него была харизма, которая сразу включилась. К тому же выяснилось, что у баритона есть еще вокальный аристократизм, нежность, эмоциональность и восхитительные пиано, так что он мне все равно понравился.
При разыскании фоток оказалось, что баритон - негр...
Бас весьма приличный, но его почти нет.
Только напоследок либреттист расщедрился. После трехсторонних разборок баритон вручает тенору пистолет, берет себе второй и говорит "пойдем выйдем". Сопрана остается и причитает. Раздается выстрел, возвращается герцог и сообщает, что тенор застрелился. Я вот думаю, правда это или нет? Сам ли застрелился тенор или его убил герцог, а теперь врет?
По идее, конечно, все правда. Но хочется думать, что тут есть ма-аленькая загадка без ответа. Так хоть немного интереснее.
Послушать один-два раза можно, бездумно, как сериал. После прослушивания рекомендуется послушать хотя бы пять минут "Лючии ди Ламмермур" с Бастьянини, дабы вспомнить, что Доницетти все-таки гений, а баритоны иногда бывают и с низами.