Дидона - Габриэлла Туччи
Эней - Анджело Мори
Иарб - Марио Петри
Элиза - Николетта Панни
Фениче - Кармен Гонсалес
Тень Анхиза/Арасп - Роберт Эль-Хаге
Дир. Марио Росси
Неаполь, 16.04. 1970, трансляция РАИ Милан
Симпатичное ненапряжное барокко. Не шедевр, но слушабельно. Расслабляюще-умиротворяющая увертюра (аж 7 минут). После нее обнаружилось, что опера еще и на французском. В память сильно ничего не западает, но и нервы не треплет. Еще замечу, что у Пиччинни сероваты речитативы, проходные они, но зато яркие арии-дуэты.
Сюжет
читать дальшевсе представляют, ибо он довольно популярен. Карфагенская царица Дидона (сопрано) влюбилась в тенора-троянца Энея. Эней, как мы помним, после поражения Трои прихватил своего пожилого папу-инвалида Анхиза и дружину верных молодцев и поплыл путешествовать. Анхиз где-то по дороге помер, а Эней потерпел крушение вот у Карфагена. Далее лямуры с Дидоной. Однако для интересу в сюжет добавился харизматический бас Иарб - царь местных африканцев. Которому уже была обещана рука Дидоны, а теперь вот она его продинамила. Бас разгневался, устроил разборки, но был побежден в сражении героическим тенором. После чего Энею явилась тень его отца (Гамлет forever!) и велела вострить лыжи и валить уже из Карфагена в Италию, а то Рим основывать пора. Клюнутый таким образом в одно место, тенор распрощался с сопрано и свалил. Дидона долго причитала и страдала и наконец покончила с собой - в одной версии, заколовшись мечом Энея, в другой - бросившись в погребальный костер (хм, а попроще никак нельзя было? А Эней что, без меча уплыл?)
Очень хорош тенор Мори. Звучный, смелый, драматический и обаятельный. Когда вышел, рассмешил, потому что держался... ну вылитый Монако Интонации все его. Потом увлекся и перестал. Пару раз в нем еще просыпались Корелли и Бергонци, но мимолетно. В целом тенор на редкость обаял.
Туччи не люблю изначально, так что спела, и ладно. Голос у нее сильный и ровный и достаточно приятный, но как-то души и глубины я в ней не слышу. Под конец, когда ссора с тенором, так и скандальной стала...
Петри уже тут в возрасте, тембр стал как-то гуще. Слушается хорошо, но вокальные проблемы уже, видимо, есть. Так не слышно, но он форсирует эмоции, разводит преувеличенную страстность и рванье на груди... э-э... туники, чего раньше за ним не водилось.
Вторая сопрано Элиза (почему никто не сказал либреттисту, что не было в древней Греции имени Элиза?) отличалась от первой тембром повыше и потоньше и большим изяществом. Что она делала в сюжете, не знаю. Тень отца Гамлета Анхиза выступила очень неплохим темным басом, но там чуть-чуть.
Отдельно насчет французского языка. Очень плохое произношение у Туччи. Я бы поняла, если бы она просто не умела, но старалась. Но у нее ясно слышно, что она не признает существования других языков, кроме родного итальянского. В принципе, этот барьер есть у всех, почему так и сложно учить языки во взрослом возрасте. Туччи же вообще пытается петь по-итальянски, а делать вид, что это французский. Очень грубое, искаженное, неизящное произношение и нет желания немного усвоить нормы другого языка. Это портит впечатление и от исполнения в целом, потому что намекает на халатность. Ой, произношением простого слова "celui" вообще вогнала в тоску...
Вот у Мори с Петри с языком было хорошо. Петри слышно, что без практики, но все понимает и старается, а тенор вообще молодец, с небольшими погрешностями. То ли уже пел на-французском, то ли просто способный
Может, это и придирки, но я уже избалована французскими певцами, а после них все недостатки речи очень бросаются в глаза.
Из запомнившегося есть две арии баса, одна бурная "О Юпитер, отец мой!" (епрст, не Юпитер, а Зевс, вот корявая была мифология в 18 веке), вторая поспокойнее; яркий дуэт тенор-бас, очевидно, про взаимную вражду; прелестная маленькая ария тенора, по стилю - просто Доницетти; ну и штуки 3-4 арий Дидоны и ее финальная сцена.