Евангелист - Мартин Клитман
Дочь Сиона - Мария Задори
Иисус - Иштван Гати
Дир. Николас МакГеган
1996г.
Приобщилась вот к творчеству Телемана. Это барокко, более того, немецкое барокко и на религиозные темы. Иначе еще называется "Страсти по Брокесу", "Пассионы по Броксу" и "Брокес-пассионы", что весьма затрудняет поиск этой вещи через поисковик. Какой-то вот Брок(е)с сочинил текст и сразу несколько человек написали на него пассионы, в частности, Телеман.
читать дальшеПроизведение красивенное, офигенно исполненное и впечатляющее. Более того, там упор на не чувства, а на разум, так что еще и дисциплинирует и охлаждает пыхтящие после опер мозги. Также с удовольствием слушается немецкий язык, даже самой удивительно. Но так поют, так поют... Конкретный смысл и сюжет не знаю, но особенно и не нужно, понятно и так. Единственное, с чем немного промахнулся Телеман - это размеры. Все-таки два с половиной часа - это очень чересчур. 107 треков! Последние 20 уже проматываешь, ибо сил категорически нет. Впрочем, музыка очень разнообразная, арии с постоянно новыми мелодииями, и где он их брал-то. Но все в общем барочном стиле.
Еще все думала, чего-то немножко не хватает - там органа нет. Есть клавесин, струнные и духовые.
Есть некоторая диссоциация между музыкой и певцами. Музыка динамичная и драматичная, много эмоциональных всплесков. А певцы поют, наоборот, очень выдержанно, без бурных страстей (не от бесчувственности, а сознательно). Правда, со второй половины и у певцов пошли всплески.
Дочь Сиона - это персонаж, изобретенный Броксом. Она все переживала и страдала, видимо, по поводу невзгод, постигших Христа. Задори очень милая, у нее такое тоненькое женственное высокое сопрано, и все хотелось ее как-то утешить Наводит на мысли о девушках Некрасова и Достоевского, которые стоят в мороз на улице с шарманкой и тянут что-то жалостное
Евангелист - прекрасный интеллектуальный тенор с ледяным голосом. В хорошем смысле - чистый звучный прозрачный холодный тембр. Но не отмороженный, а адекватный. Очень здорово после оперных теноров, которые уже достали своими неконтролируемыми чувствами. Аж душой отдыхаешь. Он не грузит слушателя, а разговаривает.
Иштван Гати, помнится, пленил меня в опере Листа. Тут что-то звучит почти совсем басом, хоть не низким, но таким плотным и объемным. Че-ерный бархатный теплый бас-баритон, такой вальяжный По контрасту с прозрачным холодным тенором так вообще. Звучит круто. Пения Иисусу вот написать поленились, немного там, но зато везде.
Меня вот смущает упорное желание авторов сделать Христа басом или баритоном. На мой взгляд, он типичный драмтенор
Остальные персонажи - а там еще куча второстепенных, включая какие-то "верные души" (три штуки) - разводили эмоциональность, обрамляя как бы основных исполнителей. Из запомнившегося: хорошая мецца Фаркаш с бурной взволнованной арией; пара контра-теноров - контр-сопрано был сипловат и задавлен, не прокатил, а вот контр-альт (кажется, Иуда) очень даже, красивый голос и изысканный очень, такой женственный... хм... ну, тут это хорошо звучало. Еще мелькал красивый низкий густой бас, но чуть-чуть, и еще один тенор, похожий на основного тембром. Хоры громкие и эффектные, оркестр (аутентичный) звучит с размахом и не кажется, что нудно. Действительно, стоящая вещь. Я теперь долго не захочу духовного, наверно, после таких объемов, но когда-нибудь обязательно стоит переслушать.