Габриэль Форе - это Франция и начало 20 века. Не знаю, какие у него остальные произведения, но реквием совершенно классический, легкий на слух и понятный. И невероятно, захватывающе красивый! Я мало припомню настолько нереально красивых произведений Причем хитрый Форе написал его еще и совсем коротким, всего 40 минут. Наверняка он это нарочно, чтобы народ только проникся - а всё уже и кончилось. Да еще отмерил небольшими дозами солистов и расставил в стратегических местах. Сразу тянет послушать еще раз! Я совсем закопалась и потихоньку отслушала пять разных версий. И еще остались неохваченными штук семь, вот как народ жаждет исполнять это произведение. Однако где-то после четвертой версии начинает накатывать легкий депрессняк, реквием же все же, так что терапевтическая доза - не больше трех штук подряд
Реквием написан для сопрано, бас-баритона, хора и оркестра. Конкретно по содержанию имеются красивенные хоры quantum satis, одна большая ария сопрано и два небольших кусочка баритона. Один кусочек спрятался в глубине части "Hostiae", а второй "Libera me", всего несколько фраз соло про Судный день, "когда придут в движение земля и небеса", потом хор, а для тех, кто дождется, в конце будет повтор двух фраз баритона. Ария сопрано "Pie Jesu" своей красотой может свести с ума любителя сопран, а "Libera me" до болезненности прекрасна, и ее мелодия враз запоминается. Увы, большинство баритонов принимаются там страдать и торопиться и этим нафиг все портят.
Версии.
читать дальшеДжулини, РАИ Милан, 05.03.1965, live
Николетта Панни + Клаудио Штрудтхофф
Записано средне, оркестр немного на первом плане по сравнению с певцами, красоты музыки урезаны, но слушать терпимо. Хор сумбурный, вскрикивает. Певцы какие-то неизвестные, непонятно, откуда и зачем Джулини их вытащил.
Панни с меццовыми нотками, звучная и вибрирующая, но есть некий неприятный отзвук в голосе. Впрочем, она еще ничего, а этот Штрудтхофф ну ваще никак. А хуже всего, что Джулини совсем не проникся этой музыкой и все там испортил. Вообще вещь не звучит. Может, Джулини итальянец и не смог прочувствовать французское сочинение, хотя реквием без всякой французской специфики, не то что оперы дебюсси или Массне. В общем у Джулини что-то не вышло. Диск у меня побился, так что все остановилось где-то на Агнус Деи, ну и ладно, даже дальше неинтересно.
Мишель Плассон, 1984
Барбара Хендрикс + Жозе Ван Дам
А вот это лучший из всех вариантов! Умница Плассон прицельно записывал много французских редкостей и набил руку дай боже как. У него потрясающе красиво и очень возвышенно. Поднебесные хоры и постоянный густой фон виолончелей, общее впечатление донельзя просветленное. Очень удачная Хендрикс, нежный высокий звенящий голос с легкими женственными нотками и явным вибрато.
В инструментальной музыке и у хора офигительные ферматы
Ван Дам просто неправдоподобно теплый и задушевный. А уж "Либера ме"... как будто для себя лично просил. Как раз у него все выдержанно и неторопливо звучит. Зе бест.
Колин Дэвис, 1984
Лючия Попп + Симон Эстес
Прямо сразу офигенская фермата, что обещает. И таки да, это тоже весьма достойная внимания запись. Я вообще от Дэвиса тащусь, что бы он ни играл
Не горестно и не очень возвышенно, а сурово и непреклонно. Наводит на мысль о романах про несгибаемых гугенотов, которые в полумраке молятся об укреплении веры в грядущих испытаниях. Вот такой суровый сдержанный реквием. Попп изысканна и в том же ключе, что Хендрикс, только чуть теплее тембром. Эстес ничего так, но не запоминается. А, вот в начале вон хорошо звучит, а потом не очень.
Джулини, 1986
Кэтлин Бэттл + Андреас Шмидт
Вторая попытка с Джулини, тем более в приличном студийном виде. Я надеялась, что за прошедшие 20 лет он как-то лучше стал чувствовать французскую музыку. Но нет, опять никак, всё бесчувственно, в музыке пустота Не его это. Звучит, правда, все-таки покрасивее, студия. Певцы очень хороши, Шмидта поставлю на второе место после Ван Дама, нигде не испортил. Да он и вообще качественный немецкий баритон, его всегда приятно послушать. Бэттл прямо зажгла, и как-то даже своеобразно прозвучала
Филипп Херревеге, 1997
Сибилла Рубенс + Дитлиф Рот
Звучит мрачнее и печальнее, чем предыдущие исполнения, но более прозаично и приземленно. Хоры такого неземного впечатления не производят, воздушности не хватает. С другой стороны, основательно.
Рубенс хороша, возвышенная такая, с чистым голосом.
Баритон Рот ничего особенного, тембр светлый, поет как-то то ли в нос, то ли зажато... как будто у нас в консе учился. "Остие" было нормально, а "Либера ме" спел плохо, качался и торопился.
Запись живая, но совершенно чистая. Слушать можно.
Вот так вот. В принципе, я догадываюсь, что марафон из пяти реквиемов это дурдом, но каждый наверняка сможет припомнить за собой что-то такое Три "Тоски" подряд, или еще что... А что, 40 минут на пять это 200 минут, то есть 3.20. Так что пять реквиемов это всего-то один "Дон Жуан", подумаешь...