Франческа - Мария Канилья
Паоло - Джачинто Пранделли
Джанчотто Малатеста - Карло Тальябуэ
Малатестино - Марио Карлин
Смарагди - Анна-Мария Канали
Самаритана - Орнелла Ровере
Остазио да Полента/Сторож в башне - Энрико Кампи
Сьер Тольдо/Лучник - Альдо Бертокки
Менестрель - Марио Томмазини
Дир. Антонио Гуарньери
РАИ Рим, 1950г.
Возможно, это не трансляция 50 года, а студия 52-го, но не принципиально, каст тот же. Дзандонаи написал эту оперу в 1914-м, но на самом деле звучит уже не веризмом, а музыкой 20 века. Это сложновато. Очень понравилось, как это дело звучит у Гуарньери, как будто музыка двух-трехуровневая, и он показывает эти уровни, и переплетает их. В такой трактовке легче слушать, он как по полочкам раскладывает, и становится понятнее. И еще усиливает средневековые мотивы, хотя их тут совсем немного. Может, Дзандонаи вообще хотел музыкой сказать, что это актуальный и сегодня сюжет, не знаю.
читать дальшеСюжет известный, про двух братьев (старшего - хромого и некрасивого, зато принципиального Джанчотто и младшего - гламурного красавчика Паоло) и жену старшего брата Франческу. Джанчотто сильно сглупил и послал вместо себя брата жениться по доверенности, а брат Франчески из вредности наврал, что именно Паоло настоящий жених. Вот и доверяй родственникам. Когда Франческа узнала, что муж ее вовсе не Паоло, она сочла себя обиженной и налаживать отношения с Джанчотто не стала, а стала без зазрения совести крутить с красавчиком Паоло, вроде как ей же обещали. Нет, ну там типа неземная любовь... В середине 4 акта третий брат (Малатестино) заложил ее мужу, тот что-то матерное заорал, ну и потом застукал любовников в собственной спальне и в порыве убил обоих. Убивать нехорошо, но Джанчотто ужасно жалко, а эти двое вели себя по-свински. В опере есть еще дополнительные эпизоды, но они больше для атмосферы.
Поют все хорошо и слегка старомодно. У всех очень красивые мелодичные тембры и все стараются вложиться в музыку. Канилья шикарно звучит со своим сочным ярким сопрано, но немилосердно орет на форте. Вот прямо удержаться не может. Вообще никак не могу перестроиться, что Франческа вовсе не нежный цветочек, как Джульетта, а девушка с характером. Но зато нежные любовные моменты выше всяких похвал. Две дамы второго плана (Смарагди и Самаритана) тоже звучат хорошо. Дамы третьего плана - фрейлины Франчески с дикими стилизованно средневековыми именами, в количестве пяти штук - страшно галдят все кучей.
Мужской состав восхитителен. Пранделли выглядит весьма прилично (его часто хвалят, этого тенора с мифологическим именем Гиацинт), но кажется, что у него звук как-то зажат. Ну он такой вполне достойный Паоло, видно, что из хорошей семьи. Тальябуэ вообще молодец, смог напустить мрачных низов и даже где-то в 4 акте гневно захрипел не хуже Гобби. В остальное время был безупречно аристократичен. Впечатлил. Вот за что я буду любить Тальябуэ - за аристократизм. Только времени у Джанчотто очень мало. Но кто больше всех восхитил, так это злодейский тенор Малатестино. Марио Карлин вообще всегда был на мелких ролях, Сполетт всяких пел. И как же прекрасно он здесь звучит. Такой теплый бархатный, чуть баритоновый мелодичный тенор. Кайфово! И маньяком-то не выглядел.
А мерзкий брат Франчески Остазио - мелкая роль в 1 акте! Даже он оказался роскошным вибрирующим басом, что вообще лишнее баловство. Так должен папаша респектабельный звучать, а не братец героини. И даже проходная пятиминутная роль менестреля досталась красивенному бас-баритону. Он, правда, слишком придуривался, но красоты голоса это не отменило. Короче, все хороши. Даже кажется, лучшей записи и не найдешь.