Ариадна - Катарина Карнеус
Синяя Борода - Николя Кавалье
Няня - Дельфина Айдан
Дир. Жан Деройе
Париж, зал Плейель, 15.04.2011г., live
Поль Дюка написал очень впечатляющую оперу! Сделал он это в 1907 году, а либретто ему написал Метерлинк. Вещь звучит новаторски, как будто лет на 30-50 позже написана. Музыка в "Ариадне" мощная, свободно плывущая, широкими мазками и от души. И даже не похоже на Вагнера. И выглядит как натуральный триллер, напущено много мистики и туману, но как раз столько, чтобы это украшало. Сюжет - интересный и не вполне предсказуемый, героиня - геройская. К тому же в 3 акте вставлена немного переделанная вторая строфа стихотворения Теофиля Готье "Au claire de la lune". Это мелкий бонус франкофону
читать дальшеОдин недостаток есть в опере - баса ну совсем мало. Конечно, не так мало, как в "Сестре Анжелике", например, но могли бы прибавить. Впрочем, он присутствует постоянно незримо, как двигатель сюжета. В спектакле теоретически можно роль увеличить, можно ходить где-нить многозначительно...
СюжетАкт 1. Значит, замок СБ на холме над морем, рядом вассальная деревня. Зал замка, с семью дверями. За окнами слышны крики и шум толпы - это местное население собралось бунтовать против Синей Бороды. Он же жен, поганец, изводит, ну и вообще, видно, налогами и барщиной задушил. Поводом к смуте явился приезд в замок новой жены Ариадны. Собственно, она едет в карете, а народ вокруг вопит, не ходи туда, помрешь. Вот в зал входит Ариадна с... нет, не с мужем, а со своей няней! И говорят они, что вот, Борода нам отдал связку ключей, но одну дверь не открывать. А Ариадна уже все знает про жен, и у нее идея-фикс их спасти. Она даже как будто для этого замуж и вышла. Дала она верной няне ключи и велела открывать двери. За дверями оказались комнаты с сапфирами, изумрудами и т.п. Очевидно, СБ не доверял сберегательным банкам и хранил добро дома, надеясь, что ценные камни не подвержены инфляции. Няня впала в истерику от такого богатства и требовала все хватать и бежать, но на Ариадну это не подействовало. Дошли до седьмой двери, как водится, большой и золотой, открыли, оттуда послышался мрачный потусторонний хор женских голосов...
Очень пробирающий триллерный момент, должна сказать Прям страшно, что сейчас утащат, а голоса все ближе, ближе... жуть. Но Ариадна, наоборот, обрадовалась и стала рваться к дамам, как к сестрам по духу. Но тут наконец пришел и сам Синяя Борода. А то я ждать устала, где он ошивается, тут жена приехала. СБ с Ариадной сдержанно поцапались на тему: "Ты какого фига открыла?" - "А ты нафиг от меня что-то скрываешь?" Спор был прерван прилетевшим в окно булыжником - привет от мятежной толпы, все по Марксу, а потом и сами недовольные с вилами и топорами вломились. Но Ариадна вышла вперед, загородила собой баса и сказала, мол, не трогайте его, оно хороший! Крестьяне и СБ прифигели, я тоже... Да, наша женщина.
Акт 2. Мрачное подземелье под замком с колоннами и готическими сводами, с которых капает вода. Вот и упертая Ариадна с няней и фонарем пришла таки найти и спасти угнетенных жен. Походила она по подземелью, и опа - вон они жены, в дальнем уголке прячутся. Ариадна долго и подробно обнимала-целовала всех по очереди и расспрашивала, как кого звать и что они тут делали. Этот момент сильно напоминает первую сцену "Пеллеаса и Мелизанды", только вместо баритона тут Ариадна. Имена у жен оказываются мозголомные (но одна - Мелизанда! Не мог, не мог Метерлинк...), а здесь в тюрьме они типа поют, плачут и молятся. Все! На вопрос, почему не пытались убежать - мямлят, да куда же мы, тут все заперто...и вообще... Стокгольмский синдром во всей красе. Но Ариадна сказала, что сейчас их спасет и выведет на волю и толкнула речь о птичках, цветочках, голубом небе и прочих радостях свободы. После чего залезла повыше к окну, шарахнула по нему камнем и разбила. И вот вам и свобода. Оказывается, и не подземелье это было. Девки все ошалели от солнышка, защебетали да и вылезли наружу. Чего, действительно, внутри сидеть, когда такая погода хорошая.
Акт 3. Снова зал с дверями. Синей Бороды не видно. Обнаглевшие от свободы девки натащили зеркал, нарядились в платья и радостно увешиваются украшениями из запасников СБ. Так прям и тащат оттуда. Вот болтают они, примеряются, тут прибежала няня с воплями, что шухер, Синяя Борода идет! Все перепугались и полезли к окну Синюю Бороду высматривать. Оказалось, что он-то едет в карете к замку, а вокруг него - толпа разъяренных крестьян. Ну, вытащили они его из кареты... помяли... еще помяли, от души... это все под комменты девок и вопли из окна "нет, нет, не убивайте его!"
То есть то, что они жили у него в плену, это их не смущает. Муж же все-таки, переживают. И вот, значит, скорый на расправу пролетариат опять вломился в замок, таща за собой раненого, избитого и бесчувственного Синюю Бороду. Жены по привычке сбежали подальше в угол, а смелая Ариадна приняла царственный вид, вышла и сурово на всех посмотрела. Народ впечатлился и притих. Вышел вперед старый крестьянин и говорит:
- Э-э, барыня... зайти позволите?
Тут вылезают еще два крестьянина, держа под руки Синюю Бороду.
- Мы тут вот... принесли... можно куда-нить свалить в уголочек?
- А вон, на скамейку кидайте, - распоряжается первый крестьянин. - Ну вы, это... вы его сами того... накажете, да? - бубнит он в адрес женщин.
- Конечно-конечно, сейчас мы его как накажем, - медовым голосом обещает Ариадна. Прямо леди Макбет.
- А то он меня вот ранил... а меня вот сюда... - ябедничают крестьяне, поняв, кто в доме главный.
- Ах, вы у меня такие герои, такие спасители! Чтобы мы без вас делали! - цинично льстит Ариадна.
Пролетариат тает и уходит. Ариадна осматривает масштаб повреждений и тяжесть вреда здоровью, девки окружают Синюю Бороду и хором причитают, что ах, он ранен, ах, ему плохо, какой бледненький и т.п. Синяя Борода лежит в отключке и не подает признаков жизни. Девки дружно его перевязывают, умывают и т.п., все с кудахтаниями. Наконец Борода открывает глаза и оглядывается, видит Ариадну, тянется к ней.
- О, ну все, мне пора, - заявляет Ариадна. - Дело мое сделано, ухожу я в закат. И не вернусь.
Жены снова причитают. Но пойти с Ариадной отказываются, брак с басом явно дороже. Опять же шесть комнат с сокровищами, и никакой свекрови. Вот как Синяя Борода будет управляться с гаремом, неясно. Вряд ли удастся опять их загнать в каземат, они уже волю почувствовали.
В общем, Ариадна забирает верную няню и с последним "adieu" гордо удаляется. Синяя Борода и его жены провожают ее взглядом, после чего СБ снова впадает в отключку. Фсе.
Однако Дюка феминист Сдал баса на растерзание пяти девкам, а героине, видимо, не к лицу оставаться просто женой, ушла дальше подвиги совершать. Прямо жалко баса-то, может, у них с Ариадной все бы сложилось. А теперь эти жены будут камушки растаскивать, в кровати силком держать и кашей кормить. Печальная перспектива...
Исполнение этого шедевра мега-хорошее Дирижер абсолютно шикарен, дает нужный драйв, быстрые драматичные темпы и супер-нежный звук в лирических моментах.Вот что значит прочувствовал человек. И вообще они все очень хороши там.
Карнеус зачетная артистка, хотя на мой слух партия сопрановая. А про Карнеус пишут, что мецца. Тут соответственно звучит иногда меццей, чаще - крепкой низкой сопраной. Очень красиво и харизматично звучит, прекрасно играет. Настоящая Главная Героиня. И произношение отличное, а ведь шведка.
Няня однозначно мецца, звучит пониже и очень внушительно. Также прекрасно.
Вот Кавалье для роли СБ слабоват. Он, конечно, приятный и интеллигентный, но тут вся музыка и настрой требуют глубокого низкого баса, а этого он нам дать не может, хоть и старается. Сразу ясно, что против двух матерых мецц ему никак не попереть. Вот там в конце был третий крестьянин - как раз то, что надо было бы. Но тому дали только сказать пару фраз и потаскать Синюю Бороду под локотки.
Что касается пяти жен, то поют все тоже замечательно, но Ариадна их всех явно перевешивает, что, впрочем, и должно быть по сюжету.
"Ариадна и Синяя Борода" П. Дюка
Ариадна - Катарина Карнеус
Синяя Борода - Николя Кавалье
Няня - Дельфина Айдан
Дир. Жан Деройе
Париж, зал Плейель, 15.04.2011г., live
Поль Дюка написал очень впечатляющую оперу! Сделал он это в 1907 году, а либретто ему написал Метерлинк. Вещь звучит новаторски, как будто лет на 30-50 позже написана. Музыка в "Ариадне" мощная, свободно плывущая, широкими мазками и от души. И даже не похоже на Вагнера. И выглядит как натуральный триллер, напущено много мистики и туману, но как раз столько, чтобы это украшало. Сюжет - интересный и не вполне предсказуемый, героиня - геройская. К тому же в 3 акте вставлена немного переделанная вторая строфа стихотворения Теофиля Готье "Au claire de la lune". Это мелкий бонус франкофону
читать дальше
Синяя Борода - Николя Кавалье
Няня - Дельфина Айдан
Дир. Жан Деройе
Париж, зал Плейель, 15.04.2011г., live
Поль Дюка написал очень впечатляющую оперу! Сделал он это в 1907 году, а либретто ему написал Метерлинк. Вещь звучит новаторски, как будто лет на 30-50 позже написана. Музыка в "Ариадне" мощная, свободно плывущая, широкими мазками и от души. И даже не похоже на Вагнера. И выглядит как натуральный триллер, напущено много мистики и туману, но как раз столько, чтобы это украшало. Сюжет - интересный и не вполне предсказуемый, героиня - геройская. К тому же в 3 акте вставлена немного переделанная вторая строфа стихотворения Теофиля Готье "Au claire de la lune". Это мелкий бонус франкофону
читать дальше