Гораций - Энтони Майклс-Мур
Камилла - Нелли Миричою
Куриаций - Маркус Хэддок
Сабина - Дженнифер Рис-Дэвис
Старый Гораций - Алистер Майлз
Верховный жрец - Пол Нилон
Дир. Дэвид Парри
1993г.
Типичное белькантовое либретто в духе Доницетти. Писал Каммарано - скоро я буду узнавать его руку по одному лишь тексту Опера на классический древнеримский сюжет с дракой семейств стенка на стенку.
Сюжет Значит, Гораций - баритон, женат на Сабине, есть еще его сестра Камилла и их папа-бас Старый Гораций. Гораций, Камилла и папа - потомственные римляне. Сабина же - сестра тенора Куриация из семьи Куриациев, представителей города Альба Лонга. Тетки обе сопраны.
Фишка в том, что сначала все жили мирно, вон Гораций женился на куриянке, да и сестра Камилла крутит любовь с Куриацием и вот-вот уже свадьба. Казалось бы, жить всем мирно и счастливо, но нет. Чего-то Рим не поделил с Альба Лонгой и развязался конфликт. Кстати, Рим совсем древний, ранне-республиканского периода, сиречь, глубоко до нашей эры.
И вот в начале жители Рима молятся богам о победе, а Камилла и Сабина даже не знают, за кого молиться, ибо тут муж, там жених... идиоты эти мужики. Тут пришел тенор, собрались уже жениться, пошли все в храм Венеры. Но нет. Как раз сенат решил выбрать по три человека с каждой стороны и чтоб сражались до победы. Тогда и решим, какой город круче. Ну и выбрали, конечно, трех Горациев во главе с баритоном и трех Куриациев во главе с тенором.
Надо сказать, что тенор был нормальный парень, с Горациями до этого дружил и его такой поворот сильно расстроил. А вот баритон Гораций был клинический, сдвинулся на идее патрии и все, уперся. Очень уж хотел родине помочь, а все остальное гори синим пламенем. Целую арию большую спел про это. И потом явился в храм, разогнал свадьбу и объявил про сражение. Массовые причитания, сопраны в горе, тенор в печали.
Акт 2. Гораций у себе дома готовится к битве, доспехи нацепил. И тут пришел к нему тенор Куриаций - попрощаться! Даже слезу смахивал и говорил, как же так, теперь придется друг друга убивать. Баритон тоже смахнул слезу (так в либретто и написано!), но ничего, говорит, патрия для меня все, или сам погибну, или тебя убью и не чихну. Зато любимый Рим сможет спать спокойно. Блин, достал он меня уже, маньяк-милитарист.
Вот собрались все на поле, но тут пришел верховный жрец и сказал, что ему виденье было, надо пойти оракула спросить, верно ли мы ваще поступаем. Отложили битву, пошли. Собрались все в мрачной подземной пещере под храмом и давай оракула слушать. И Камилла в трепете прибежала. Ну, оракул все равно велел идти сражаться. Камилла в обморок, мужики опять на поле.
Акт 3. Рассвет, лагерь Куриациев. Тенор в раздумьях. И пришли к нему обе сопраны ныть чтобы на ходил на битву. Но он их послушать не мог, все же честь хитона. Да и соратники тут же прибежали и увели уже сражаться.
Дальше старый папа-Гораций дома ждет вестей. Пришли сенаторы, говорят, сбежал с поля боя ваш сын Гораций! Ну папа давай убиваться, позор же. Ан нет, пришло новое известие, мол, был это хитрый финт. Победил наш Гораций, убил врага, все окей. Папа успокоился. Вот что нервируют пожилого человека, а ну как давление подскочит.
Далее народ собрался на площади. Вот и гордый довольный Гораций с победой и трофеями (доспехами поверженного тенора). Все рады. Но тут прибежала сестра его Камилла, вся никакая, в истерике и давай кричать, мол, убийца, жениха моего любимого убил! Гораций взъерепенился, римляне тоже давай намекать, мол, не хами, девка, мы тут ради патрии старались. А Камилла еще пуще в крик, пропади он пропадом, ваш проклятый Рим, и т.п. Гораций не стерпел наезда на родину, выхватил меч и вонзил его с размаху в грудь неосторожной сестре. Она и померла.
Народ все же прифигел. Хоть товарищ и бескомпромиссный борец, но сестру все же убивать нехорошо как-то. Ну а что теперь делать. Так что все сказали "вот ужас", Гораций голову опустил, да и все. Сказочке конец. Чувствую, этот Гораций еще долго будет всем мозги полоскать, как он много для родины сделал.
читать дальшеМиричою очень удались пианные горестные фрагменты, каватина в начале 1 акта особенно. Такая печальная и женственная сопрана Колоратуры разве что сложновато идут. Почему-то в этой опере она звучит очень похоже на Каллас и тембром, и манерами. Роль, в принципе, действительно в духе Каллас, она такие любила, но Миричою, по идее, ничем на нее не похожа обычно, а тут прямо ну Маша и Маша.
Тенор Хэддок мне все равно не нравится. И Гофманом не нравился. Все же голоса у него не хватает, ему надо лирическое что-то петь, а так, по-моему, он не раскрывается как надо, напрягается. Впрочем, в общем контексте не напортил, создал образ приятного мирного тенора, вроде ничего так.
Баритон с одной стороны хорош, поет легко и ровно, выглядит серьезным и аристократичным, играет, не лажает ничего. С другой стороны, у него глухой сипловатый голос и это сохраняется всю дорогу. Не звонкий, не переливчатый... серовато-туманный такой. Нерадостно как-то слушать, несмотря на технику.
Майлз будет позвучнее, но роль небольшая и довольно проходная. Верховный жрец - невнятный бас-баритон. Сабина ничем не примечательная.
У Меркаданте неоднозначная музыка. Вроде бы слышно что-то очень оригинальное, и вообще он больше похож на французов. Но это слышно в инструментальных моментах и немного в аккомпанементе. А так он постоянно в жестких рамках бельканто, и это как-то его индивидуальность смазывает. Вот Верди смог разорвать эти рамки и писать, как хотел, а Меркаданте не смог и так и остался второстепенным автором. Его и исполняют мало. Как-то даже обидно, прямо слышно, как он сам себя делает банальнее. Задатки чувствуются, а результат стандартный.
Ну в целом впечатление остается светлое и приятное, все так утонченно, красиво. Вот ансамбли в конце актов довольно банальные, в любой белькантовой опере такие есть. И дирижер все играет как нужно. Так что исполнение достойное.
"Горации и Куриации" С. Меркаданте
Гораций - Энтони Майклс-Мур
Камилла - Нелли Миричою
Куриаций - Маркус Хэддок
Сабина - Дженнифер Рис-Дэвис
Старый Гораций - Алистер Майлз
Верховный жрец - Пол Нилон
Дир. Дэвид Парри
1993г.
Типичное белькантовое либретто в духе Доницетти. Писал Каммарано - скоро я буду узнавать его руку по одному лишь тексту Опера на классический древнеримский сюжет с дракой семейств стенка на стенку.
Сюжет
читать дальше
Камилла - Нелли Миричою
Куриаций - Маркус Хэддок
Сабина - Дженнифер Рис-Дэвис
Старый Гораций - Алистер Майлз
Верховный жрец - Пол Нилон
Дир. Дэвид Парри
1993г.
Типичное белькантовое либретто в духе Доницетти. Писал Каммарано - скоро я буду узнавать его руку по одному лишь тексту Опера на классический древнеримский сюжет с дракой семейств стенка на стенку.
Сюжет
читать дальше