Мелизанда - Мирей Делунш
Пеллеас - Саймон Кинлисайд
Голо - Жозе Ван Дам
Аркель - Ферруччо Фурланетто
Женевьева - Дагмар Пецкова
Иньольд - Себастьян Понсфорд
Дир. Сильвен Камбрелен
Опера Бастилии, сентябрь 2004г., live
Во-первых, тут непривычная музыкальная трактовка, ибо обычно упирают на мягкие нежные переливы мелодий и всякое такое ручейковое. Но тут Камбрелен сказал: "Переливам - нет, буре и натиску - да!" и всю дорогу не давал расслабиться.
Во-вторых, Камбрелен, несомненно, делал трактовку под Ван Дама. Под голос Ван Дама, под здешнюю. трактовку образа. Совпадает идеально. В целом всё мрачно и давяще, местами с переходом в страдальческий сумбур.
читать дальшеГоло совершенно разбитая морально личность. Нет, сил у него еще полно, а вот душевно он в жутком состоянии. И в голосе это хорошо отражается - он монолитный и нормально держит звук, но резковатый и почти без красивых мелодичных переливов. Да и какие переливы, когда все для него кончено уже с самого начала.
Вообще, у некоторых певцов есть такие пожизненные роли, когда наблюдаешь, как за десятилетия образ взрослеет вместе с исполнителем. У Гобби это был барон Скарпиа, у Каппуччилли - граф ди Луна, а у Ван Дама вот Голо. И если сравнивать с агрессивным авторитарным Голо образца 91 года, то тут уже дело зашло гораздо дальше.
Авторитарности уже не осталось - он знал, что чего-то требовать от кого-то бессмысленно. И агрессии, кстати, почти нет - зачем она, разве она что-то изменит. Куда же тогда прогрессировать? А в депрессию... замкнутость... отсутствие порывов. И музыка, музыка такая бурно-мрааачная.
Мы не знаем, что довело его до такого опустошения, вряд ли только смерть жены. Там еще какие-то нам неведомые ужасы произошли. Причем происходили долго. И вот уже в начале оперы баритон у нас такой... внутренне остановившийся. По идее, таким он станет после финала и смерти Мелизанды, но здесь уже сразу. Я бы даже не сказала, что его сильно жаль... он в самоанестезии. Никакой борьбы с собой или обстоятельствами, никаких живых впечатлений... живет себе по инерции. Вот такая наглядная картина последствий пережитого. Между всем тем, баритон вовсе не еле шевелится, а вполне активен, но так, физически. раньше он все переживал, драматизировал, требовал и выяснял. А теперь уже отпереживал и все. Но это не уменьшение страданий, а наоборот, консервирование их внутри. Они ему и жить не дают, и людей от него отдаляют.
Психотерапия и лошадиные дозы антидепрессантов капельницами спасли бы нас... их.. Но...
В общем, бродил себе такой баритон в состоянии перманентного душевного рефлексивного шока по лесу, а тут сопрана. Что-то его дернуло... я не знаю... воспитание... сочувствие... в общем, забрал он ее. Причем не сказать, что прям влюбился... но вот, подобрал.
Мелизанда вредная стервозная дамочка себе на уме. Прямо вот редко услышишь такую мм... самонадеянную... даже где-то бессовестную... И вовсе не испуганная нежная нимфа. Она не мягкий загадочный огонек; это пронзительная галогеновая лампочка. Голо наверняка быстро пожалел, что женился... но поздно. Может, она вообще сидела вот в лесу... в засаде... и поджидала кого отловить. А тут этот. Обманулся по недосмотру.
Но это потом, а поначалу довольно светлые и даже активные музыкальные мотивы Мелизанды очень наглядно разбавляют депрессивно-давящий сумрак музыки Голо. И потом это сочетание не раз повторяется. И вообще она больше проявляет инициативу.
Хорошо сказала про мотивы, а
Делунш радует нас чистым аутентично французским вокалом, произношением и энергичностью. Когда пела про "mes cheves blancs" у нее вылезла ведьминско-сиренская натура, да еще дирижер музыкой нагнал... нет, кого пригрели, кого пригрели, а...
Дальше вторая сцена, тут у нас король Аркель и маманька Голо, Женевьева. Женевьева громкая, но тяжеловата и опять же никакая по образу. Но я еще не слышала Женевьев, которые реально обращали бы на себя внимание, так что ладно. Присутствует.
Аркель тута у нас весьма мрачный давящий товарищ. Сразу понятно, в кого Голо такой... весь, весь в дедушку. Ну и что, что Фурланетто лет на пять моложе)) Они с внучком прямо один в один. Голос у Фурланетты прямо сурово-мрачный, ужасть, хотя как все Аркели, тоже нудит. И вообще насчет его вписываемости в французский контекст я посомневалась. Но слушать можно. Довольно доминантный король, хотя все равно не лучший Аркель в моей жизни. Не исключаю, что это он гнобил Голо, этот может.
Дальше у нас подтягивается Пеллеас. Кинлисайд оставил неоднозначное впечатление. Вообще звучит довольно свеже и звонко и вроде старается. И даже с произношением старается. С другой стороны, где результат его стараний? Результата не чувствуется. Например, каким голосом он вообще поет? Мне непонятно. Местами тенор, местами баритон... нет, партия средняя, туда-сюда, но несбалансированый же голос у товарища. Не зная, что он баритон, и не угадаешь. Потом, Пеллеас, очевидно, имеет менталитет двенадцатилетнего. Он думает, что крутить с женой старшего брата это пипец как круто и по-взрослому - этим его вклад в сюжет и ограничивается. Бестолковое несознательное дите.
Если бы Голо не относился к брату так незаслуженно серьезно, то он бы его просто выпорол и выслал куда-нить подальше в университет. И дело с концом! Но увы, он переоценивал мыслительные способности братца... даже в подземелья пытался водить для воспитания... и не помогло. Пороть, пороть надо было!
Но Мелизанда оценивала Пеллеаса трезво, в отличие от Голо, и сознательно пудрила ему мозги в своих неведомых вредительских целей. Может, вообще планировала дворцовый переворот, и вербовала его в помощники. Во всяком случае, пока что она отдыхала от мрачного мужа в обществе Пеллеаса. А тот и рад. Уделять внимание мужу же она вообще не собиралась. Собственно, и зачем.
Вот, значит, флиртовали они с Пеллеасом где-то там, когда их баритон застукал. Он типа... вы что тут делаете... и вообще. Пеллеас, конечно, напугался, но на его счастье, баритон как-то сначала не въехал в масштабы компромата.
Дуэт с кольцом, кстати, прошел как-то проходно. Нерва не было. Не любил он Мелизанду... не мог уже. Любовь же тоже энных эмоций требует, а они кончились. Правда, потом появятся, но по другому поводу.
Потом, значит, то-се, сцена с сыночком. Иньольд прямо неплохой пацанчик, жизненно сыграл. Альт, что ли, или как это называется. Боялся, конечно, папашу... вдруг что-то решил к ребенку пристать со странностями... лезь в окно... ну не будешь же спорить. Отцовских чувств, кстати, баритон тоже не проявляет... вот не подумал, что ребенка, может, травмирует увиденное в спальне? Мало ли что они там... да и хоть сам факт подглядывания уже тоже... но нет, не подумал.
Вообще домашние явно боятся Голо и стараются с ним никак не сталкиваться. А если вдруг приходится, то никто не знает, как с ним общаться. Он в изоляции, прикрытой формальными родственными отношениями. Тут - особенно. Он нелеченный психопат, и это убивает и его самого, и отношения с другими. Жалко... но так есть.
В общем, дальше Голо стал заводиться. Кстати, вот Ван Дам к середине дуэта с сыном уже явно устал, тянуть стал, декламировать. Жалко, конечно. Но что делать, таки уж возраст.
В кардинальной сцене насчет "mon epee, mon epee!" вопли были, но не такие уж прямо. Он был обманут, предан, обижен и пр.... но вспышка несдержанного насилия ничему не помогла. Выплеснул немного эмоции, которые стали в нем просыпаться... ну они и были, но где-то там глубоко... а тут довели.
И если бы прямо после этого взять Голо под ручки и отправить на стац. лечение... то как было бы хорошо, и последующих убийств не было бы. Раз он махал там мечом, угрожал и применял физические действия, то это вполне подпадает под положение о принудительной госпитализации. Глядишь, и дела бы наладились, и может вообще бы жизнь дальше пошла, еще бы Пеллеаса куда сбагрить. Но опять, опять тормознутые домочадцы затупили и оставили человека без помощи и поддержки. Безобразие.
Разумеется, психованный выплеск только внушил семейству еще худшее отношение к баритону. Типа... мало того, что он бука... так еще и вообще дикий-буйный-психованный. Нет бы пригреть человека, разобраться, что, собственно, приключилось... чаю с сахаром, в конце концов, налить, спать уложить... нет... они все еще больше решили, что вот, вандал прямо, а ну как поубивает, не подходите лучше. И мать родная вот куда смотрела... ну вообще. Ужас просто.
Ну и собственно поубивал он там всех. Ну, частично. И потом душераздирательно разговаривал с Мелизандой. Он всегда там так жалостливо тянет "Мелизанда... Мелизаааанда...", что аж плакать хочется, а тут прямо ну совсем. За сердце так и хватает. Но таки уж все, финиш. И Аркель, главное, выступает, типа, самый умный.
В общем, это поучительная история о необходимости профильной помощи на периферии. Вот.
Хорошая запись "ПМ", интересная. Логичное развитие характера, начатое в каком там... в 78 году? За почти 30 лет так вот и пришло. Так бы и в жизни было.
Постановочка-то какая ужасная была, это ж надо так развести лаконизм, что плеваться хочется. На слух-то оно лучше.
"Пеллеас и Мелизанда" К. Дебюсси
Мелизанда - Мирей Делунш
Пеллеас - Саймон Кинлисайд
Голо - Жозе Ван Дам
Аркель - Ферруччо Фурланетто
Женевьева - Дагмар Пецкова
Иньольд - Себастьян Понсфорд
Дир. Сильвен Камбрелен
Опера Бастилии, сентябрь 2004г., live
Во-первых, тут непривычная музыкальная трактовка, ибо обычно упирают на мягкие нежные переливы мелодий и всякое такое ручейковое. Но тут Камбрелен сказал: "Переливам - нет, буре и натиску - да!" и всю дорогу не давал расслабиться.
Во-вторых, Камбрелен, несомненно, делал трактовку под Ван Дама. Под голос Ван Дама, под здешнюю. трактовку образа. Совпадает идеально. В целом всё мрачно и давяще, местами с переходом в страдальческий сумбур.
читать дальше
Пеллеас - Саймон Кинлисайд
Голо - Жозе Ван Дам
Аркель - Ферруччо Фурланетто
Женевьева - Дагмар Пецкова
Иньольд - Себастьян Понсфорд
Дир. Сильвен Камбрелен
Опера Бастилии, сентябрь 2004г., live
Во-первых, тут непривычная музыкальная трактовка, ибо обычно упирают на мягкие нежные переливы мелодий и всякое такое ручейковое. Но тут Камбрелен сказал: "Переливам - нет, буре и натиску - да!" и всю дорогу не давал расслабиться.
Во-вторых, Камбрелен, несомненно, делал трактовку под Ван Дама. Под голос Ван Дама, под здешнюю. трактовку образа. Совпадает идеально. В целом всё мрачно и давяще, местами с переходом в страдальческий сумбур.
читать дальше