Елизавета - Катя Риччарелли
Филипп II - Николай Гяуров
маркиз ди Поза - Пьеро Каппуччилли
герцогиня Эболи - Фьоренца Коссотто
гранд-инквизитор - Джанфранко Казарини
монах - Алессандро Маддалена
Дир. Жорж Претр
Ла Фениче, ноябрь 1973, live
Напало каппо-гяуро-обострение, так что я вытянула из тумбочки, что там поближе лежало.
Писано из зала, немного тихо и вдали, но терпимо. Зато поют... это не "ДК", это "Властелин колец" какой-то! Сплошные драконы в басо-баритоновом регистре... как рот откроет... огнем пыхнет...
Вариант пятиактный итальянский, но первый акт пусть слушают тенорофилы, а я уж поближе к
читать дальшеВот, значить, монах. Матерь божья, ааа, бас!! Нет, конечно, все в курсе, что это партия для баса, но застать в ней реально БАСА практически нереально. А тут - да! Ох, какой голос Даже хоть в глубине сцены, но размах басового звука и напор темперамента редкостные. О, думаю, чего мужик воображает, прямо как натуральный король Филипп!
Тут вспомнила, что монах вообще-то не просто так, а призрак Карла Пятого И хотя что-то (возможно, опера "Эрнани") намекает нам, что Карл был таки баритон, но басом звучит крайне императорски
Прибежал тенор... Тенор хороший, крепкий, но на фоне прочего состава пропал. Не выделяется совершенно. Хотя и голос, и вообще. Но харизмы у Лукетти не хватало, он звучит нормально, но слишком спокойный, не запоминается. Вот у Каррераса харизму ложкой ешь, а тут нету. А инфанту надо, хоть романтизм, хоть истеричность, хоть высокодуховность, но хоть чего-нибудь дай, чтоб слышно было.
Так что тенора беспощадно пожрали, и даже сольные фрагменты ему не помогли. Не успел он вякнуть несколько фразочек, как явился Каппа, открыл рот и начал...
Каппа неприлично, фантастически хорош, самоуверен, демоничен, неотразим и в черном плаще. С угрожающими злобными оттенками - очень недобрый маркиз, убивец ваще. Но красивый, что твой Дон Жуан... Тенор в его присутствии немедленно обратился в бледное квелое привидение... Причем баритон им всячески понукал и командовал. И даже как-то пониже обычного басил.
Слушаю я каппины ферматы и думаю, кого же он мне напоминает? Точно - монаха! Тут и дошел до меня настоящий сюжет "ДК"...
срываем покровыМаркиз ди Поза-то - второй, незаконный сын Карла Пятого! И, соответственно, сводный брат короля Филиппа. Папенька-то ихний тот еще ходок был. Маркиз вырос весь в папу и теперь лелеет коварные планы самому захватить престол. Вот и к тенору уже внедрился, против короля настраивает.
Чрезвычайно хороша и Коссотто, шикаааарно спела про жену шаха, и сама такая блестящая, соблазнительная красавица, тоже очень непростая, интриганка, конечно, жестокая, опасная... С маркизом, разумеется, у них были шашни, она ему помогала, он ей чего-то там наобещал... Парочка преступных интриганов))
Катя совсем блеклая, ее как будто нет. Королевы часто такие, и она тоже. Поет, но не обращает на себя почти никакого внимания. Голос не запоминается, личности нет... Рядом с меццей - тем более...
Даже призрак-монах звучит более жизненно, чем королева))
По прошествии сцены с баритоном пришла и еще одна квинтэссенция демонической неотразимости - ага, ага, Гяуров
Гяуров настолько баснословно великолепен, что даже странно. Не бывает такого. Он, главное, еще и очень форсировал и сплошными такими шквальными совершенно раскатами звуков поет.
Король, причем, тут злобный и бессердечный, сразу как давай... мол, где графиня... как вы все посмели... щас съем нахрен! Очень пугательный взрывоопасный драконовский король. Роскошный и страшный.
Дуэт с маркизом это самый яркий эпизод спектакля, имхо. Конфликт дикого накала, и они там, как два дракона, рвут друг друга в клочья. Наверно, король был в курсе про конкурента. То есть, никакой симпатии у них нет, а наоборот, так и хотят поубивать. И, о боже, какие, какие огромные ферматы на пределе мощности
- LA PACE ISTESSO IO DONO ALLE MIE FIANDRE!!!!!
А баритон ему...
- La pace dеi sepolcri!!!
Массовая народная сцена нормально, но довольно проходно, просто Гяуров еще раз всем дал понять, какой он крутой, все поняли и не возражали Ну, тенор повозражал, но кто его слушал-то.
Ария "Ella giammai" предсказуемо не про любовь, а про политику. На королеву ему было глубоко пофиг, он все про страну, про страну. Так что персонажа не жалко - отсутствие трагической горести здесь идет в минус.
Потом пришел еще инквизитор - боже, и этот мега-бас )) Неужели еще один родственник ))) Чооорный профундовый бас Казарини. С королем они весьма ладили, ибо мыслили оба про государство. А извести опасного маркиза король и сам давно хотел. Так что они вполне там вдвоем в кабинете побасили на славу, но вполне мирно.
А как удобно, и убийство на инквизицию свалить! Один профит!
Королева опять же в сцене с Гяуровым никакого эффекта не произвела. А то они бы на контрасте голосов могли удачно выглядеть, типа, она такая голубка, а бас страшный-престрашный с когтистыми лапами. Но не вышло - вообще такое впечатление, что сопраны нет, а Гяуров поет сам с собой
Вообще, тенор с сопраной оба чисты и невинны, аки голуби, но среди прочего террариума голубиная невинность выглядит скучно Народ вокруг интриги плетет, жизнь кипит, а они всё причитают ))
Когда дошло до обвинений в изменах, бас стал орать так жутко, что и я перепугалась))
Каппуччилли в сцене в тюрьме, конечно, разошелся, баритоны это дело любят, коронный номер)) Когда ранили, не удивился, но помирать упорно не хотел и цеплялся за жизнь со страшной силой (сил было много))). В итоге увлекся так, что даже оборвал последнюю фермату жуткими хрипами, даже на слух пугаешься. Вот какие ужастики детям до 18 в операх показывают.
Очень, очень динамичный вышел спектакль, да. Прямо редко услышишь, жаль, что пиратка.
Фотограф из Ла Фениче настолько косорук, что руки ему уже оборвали, и он фотографирует ногами. Этот кадр еще из лучших...