Тоска - Мария Канилья
Каварадосси - Марио дель Монако
Барон Скарпиа - Джанджакомо Гуэльфи
Дир. Уго Рапало
Неаполь, Сан-Карло, 1954, live
Левая не издававшаяся живая запись из Сан-Карло, а это означает - гениальное пение плюс отстойный звук. Сан-Карло нас не подводит Правда, слушала я её много раз, уж больно классно, можно и звук потерпеть. В основном просто далековато, и оркестр на переднем плане. Зато до полного каста не доберешься, хорошо я в свое время хоть главных певцов записала.
читать дальшеКажется, моя единственная запись с Монако-Каварадосси. Он как-то его пел, но немного. Очень эффектный Марио... очень красивый голос - с холодноватой серединкой и пленительно теплыми низами. Сопрану особо не любит, больше занят своим пением, мнит себя Зигфридом)) Но интонации все как положено, темперамент хлещет - такие вот знойные художники жили в те далекие времена. Очень возмущался поведением его сиятельства, сатрапом на фортиссимо обзывался, диссидентов по подвалам прятал.
Тоска убийственно выразительна и вообще практически сама могла бы играть Скарпию. А что, голоса точно хватит. Это коронная ее роль была, и именно в 50-х, имхо, она в ней лучше всего звучала. "Vissi d'arte" такое хрустальное-хрустальное, хоть во второй половине ("perche, pеrche, Signore, какая я нищастная-я-я") она уж очень утрировала. Народ сошел с ума и стал ненормально хлопать и требовать биса. И она еще и спела арию на бис пока баритон топтался в углу, а, может, пошел яблочко доесть.
Когда они со Скарпией принимаются изничтожать друг друга, это что-то нереальное. Они как-то без особой принципиальной ненависти, просто им нравится поскандалить)) а народу в кайф - особенно если залезают в раскатистые верхушки. Жаль, что она баритона прибила - а то можно бы еще продолжения на пять серий насочинять с хэппи-эндом
Гуэльфи самый мега прекрасный Скарпий всех времен и народов весьма удачен в этой партии. Раскатистый голос, звонкие верхушки и темные вредные низы, обманчивая мягкость тона, манжеты, ручки и скарпиевский нос... ну чего еще желать )) "L'angoscia grrrande prrronta cоnfessione evitera-a-a..."
К Тоске относился надменно, типа... "милочка, ты вообще спасибо скажи, что я на тебя обратил внимание! Да у меня таких, как ты..." И действительно.
Тенора в упор не видел, сопляка этакого, ну и что, что с ферматами. Очень, очень себя ценил его сиятельство.
Все довольно аристократичны, несмотря на рванье рубашек на себе и друг друге (скидку на нормативы 54 года тоже стоит сделать). Скарпий самый элегантный (особенно где верхушки), ну, ибо с титулом; прочие нетитулованные тоже стараются.
Тенор рвет рубашку на себе в гневно-патриотическом порыве (ничо, девки зашьют), сотрудники полиции - тоже на теноре, ибо все равно уж порванная. Баритон ничего ни на ком не рвет, т.к. сами расстегнетесь, и вообще, у меня манжеты.
Итальянские зрители как обычно, орут и хлопают по выходе любого солиста. Итальянские солисты тоже того - Монако всю дорогу делает такие длинные ферматы, что просто нехорошо так поступать Особенно, конечно, в "Виттории"... я уже не терплю этот момент
Гуэльфи был посдержаннее, но тоже пару раз не удержался (сразу по выходе - дабы все осознали; и после "Виттории" - в пику тенору, и что он тоже может; слава богу, этим и обошлось).
Вообще единственный минус в том, что нет некой общей высшей гармонии, когда весь спектакль идет как единое целое и солисты все душа в душу. Тут они просто мега-профи, собрались, очень круто всё отпели и разошлись, и это слышно. Ну и ладно.