Елизавета - Шерил Стьюдер
Вольфрам фон Эшенбах - Андреас Шмидт
Венера - Агнес Бальтса
Ландграф Генрих - Матти Салминен
Девушка - Барбара Бонни
Дир. Джузеппе Синополи
1989г.
Пора, пора знакомиться с "Тангейзером", а то он уже и в нашем Станиславском идет, а я ни в зуб ногой. Поскольку своими немецкими баритонами я уже всех ПЧ распугала, и так немногочисленных, то решила побыть благонравной девочкой и взяла студийку с Доминго.
читать дальшеВагнер очень многословен музыкально, прямо остановиться не может. Музыки неоправданно больше, чем текста, а сцены бесконечно растянуты. Верди в прологе, например, обошелся бы дуэтиком на десять минут и пять минут хора, и все всё поняли. А Вагнер растянул минут на 50, и всё герои никак не закончат.
Но, опера, конечно, очень красивая и гораздо легче воспринимается, чем, например, "Мейстерзингеры".
Сюжет у Вагнера прямолинейный (спасибо тебе, Рихард), без вывертов, уследить за героями легко. Основная нагрузка не сюжетная, а мыслительно-философская.
Дирижер Синополи лично мне не угодил, т.к. озвучивает всё слишком итальянски и вердиобразно. Местами так и слышишь пассажи из "Риголетто", а в тихих меланхолических местах - вдруг из Баха. У меня осталось впечатление, что хоть все и красиво, это не вполне то, что имел в виду Вагнер. Синополи по большей части упирает на оперный, театральный, драматический аспект. Подчеркивает и выдвигает вперед именно перипетии какие-то оперно-бурные, отдельные особо ритмичные фразы подчёркивает, словно упрощает музыку для слушателя. "Тангейзер", конечно, и так опера, а не оратория, но хочется, чтобы более возвышенно и абстрактно. С другой стороны, в вердиобразном виде действительно проще.
Расскажу вкратце сюжет...
читать дальшеЖил-был в нашей деревне парень Ваня. Хороший такой, кудрявый и на балалайке складно играл. И вздумалось ему по свету белому постранствовать, людей посмотреть, себя показать.
Домег звучит умилительнейшим, родным русским народным героем.
Шел себе наш Ванятка по белу свету и попал к хозяйке Медной Горы. Поначалу была промеж них любовь да согласие, но потом надоело ему в пещере и захотелось на вольный воздух. Уж и просила, и грозила хозяйка Медной Горы, а только как удержишь нашего Ванечку! Разругался он с ней да и вырвался на волю.
Бальтса очень величественная, прям богиня-богиня. Домег уважительно звал ее "кёнигин", "королева".
На воле Ваня встретил сначала на лужку девку румяную в сарафане (сопранка Бонни). Потом мимо по дороге прошел отряд гномов, шедших сажать на трон Короля-под-Горой (мрачный хор суровых мужиков).
Потом напоролся наш герой наконец на остальных героев истории, а именно: группу рыцарей с непроизносимыми именами, плюс печальный баритон Вольфрам (всё про братца своего горевал, Полония - убили его недавно), плюс правитель данной местности, князь Владимир Красно Солнышко (попутно подрабатывает князем Греминым в соседней опере. Вот его же в 3 акте нет - туда играть ушел)
В Салминене есть что-то бесповоротно греминское. Вот прямо ждешь, что запоет "безумно я люблю Татьяну", хоть и не в тему.
Рыцари приняли Ваню как родного и забрали с собой в стольный Киев-град жизнь столичную показать.
Акт 2.
В Киев-граде жила-была племянница правителя, царевна Несмеяна. Пела всё грустно, на жизнь жаловалась. Привёл ей Вольфрам тенора познакомить, и почему-то они с Ваней сразу друг на друга запали, хотя ничего общего у них не было.
А тут и мероприятие подоспело - вокальный конкурс. Народ собрался (сборный хор с девками).
После хора стал петь баритон - приличный, интеллигентный, про возвышенное. А Ваня стал предлагать спеть чего повеселее, скажем, частушки неприличные. А то скучно так-то. Народ порыва не оценил, и Ваню стали гнать взашей из благородного собрания. А царевна Несмеяна сразу кинулась защищать - не трожьте маво Ваню, он мне и самой нужен!
Сам же Ваня решил пойти повидать земли дальние, заморские и город Царьград. С Киевом уже всё было понятно, царевна не убежит, а рыцари пусть пока частушки разучивают.
Акт 3.
Царевна Несмеяна тосковала в разлуке с Ванюшей, сидела на пригорке у дороги и ждала, не воротится ли ненаглядный. А баритон Вольфрам её сопровождал и морально поддерживал, потому как был в нее безответно влюблен, нищастный. (Опять, опять, ну что за жизнь. И Вагнер туда же, а еще новатор.)
Вот, хороший баритон. Все от сопраны разбежались, один он не мог её бросить. И вообще они так друг другу подходили, оба меланхоличные. Чего ландграф их не поженил сразу.
Сопрана пела грустное о своём, баритон - про звезду.
Наконец вернулись пилигримы (снова хор мужиков, но повеселее) и с ними Ваня. Он со всеми поговорил, про поход свой рассказал; не понравилось ему в басурманском Царь-граде, то ли дело Русь-матушка.
И еще мецца из 1 акта подоспела, и давай они с сопраной героя нашего делить. Знамо дело, мужиков-то мало. Хотя, с другой стороны, там вон еще сколько рыцарей не пристроенных было. Ну, не знаю.
Сопрана стала спасать тенора от разлагающего влияния развратной меццы и от натуги померла. Мда.
Поют все душевно, хотя попридираться можно. Домег оставил двойственное впечатление: поет хорошо, свежо так, но как наверх идет, сразу напрягается. Партия для более крепкого голоса, типа Виндгассена, а Доминго лирический. Но он справляется, и вполне. С другой стороны, ради вокала пришлось чем-то пожертвовать, и пожертвовалось богатством интонаций и вообще глубиной. С этим скромно... Образ создается одним тембром и свежестью, а на игру у него ресурсов не хватило.
В общем, осталось ощущение, что то ли он рановато за это дело взялся, то ли и вообще не стоило. Но если не придираться, то приятно и хорошо.
Стьюдер с крепким и более вагнеровским голосом (кстати, удивилась, не знала, что она пела Вагнера), чистый тембр, прекрасный раскатистый звук. Но уж больно жалостливая и занудная. Это как-то портит удовольствие.
Больше всех понра сексапильная и совершенно не нудная Венера. Вот Бальтса молодец Голосистая (хотя партия вроде для высокого голоса, скорее для сопрано с меццовыми низами), звучит действительно королевой и богиней (величественно-королевская), но понятно, что именно по амурным делам. Тенора и ругала, и улещала, и всё как-то симпатично. А тенор не отставал и как вдарит по струнам верной
Шмидт, баритон, тоже давится, как только чуть повыше и несколько засушен, но если в серединке, то звучит хорошо. И сам такой меланхолично-утонченный, вежливый, воспитанный))) понравился))
Очень гармонично звучали со Стьюдер, так подошли друг другу по стилю. Всё начало 3 акта у них задушевно-задушевно. Жаль, что она в тенора вцепилась.
Любопытно слушать Салминена - у него очень низкий бас, совсем профундо, и именно на самых низах он раскрывается вовсю и звучит наиболее классно. У него такие красивые звонкие золотинки появляются, когда ниже, ниже... Проблема в том, что ландграф ему слишком высок, и большую часть времени он звучит стёрто, глуховато и зажато. Прямо слышно, что это не в полную красоту. Так благородный и положительный. Где-то прочитала, что у Салминена тут интересный оттенок тембра. Но это не оттенок, а именно пение не очень удобными верхами.
Увидев фотографию, радостно возопила: "Ваня, родной!" Вон как арфу держит, сейчас как врежет кому-нибудь от всей души...