дон Маттео - Джузеппе Таддеи
глава общины - Вито де Таранто
Пьери - Уго Бенелли
Розуте - Йоланда Гардино
Романа - Мариза Салимбени
доктор - Альдо Бертокки
Дир. Ферруччо Скалья
РАИ Милан, 23.12.1964
Таддей против Каменной Бабы! Как вы думаете, кто победит?
Джулио Виоцци - итальянский пианист и композитор 20 века, написал даже целых четыре оперы и пару монодрам. И текст сам сочинил, и музыку. Опера называется "Il sasso pagano", то есть камень, идол, статуя. Опера о вреде суеверий и за просвещение.
читать дальше19 век, итальянская глухомань, городок под Аквилеей. читать дальшеТаддей играет эмоционального местного священника (дон Маттео). Вот сначала сидел у него в гостях глава соседней общины (симпатичный бас), и они вдвоём трындели и трындели про местные дела (очень долго, но бархатно). Основная проблема была та, что кто-то там откопал некую древнюю статую, и все местные стали к ней ходить. Денежки носят, просят того и сего, записочки оставлять и прочее. Что с них взять, невежественные поселяне! Но Таддейчик очень переживал из-за такого подрыва веры и торжества суеверий в евойном регионе. А народ ходит и ходит.
Попутно у дона Маттео была племянница сопранка с женихом тенором, ну так, побочная линия, и старая служанка. Женщин в тексте почти совсем не заметно, зато постоянно кто-нить вопит: "Романа, Романа!", призывая служанку.
Весь первый акт - это болтовня баритона с басом и иногда остальные чего-то вставляют. Вообще следить за текстом почему-то почти невозможно, музыка немного не сбалансирована, то заглушает, то отвлекает. Но голоса слышно.
Во втором акте Таддейчик проводит урок катехизиса для местных детей, че-то спрашивает, дети ржут, а он орёт и внушает, что такое суеверия и как это плохо. Любопытно, что в Италии те же суеверия, что и у нас: чёрные кошки, просыпанная соль и т.д.
После урока герой взирает на прискорбную картину: все его родственники по очереди прутся на поклон к статуе! И племянница, и служанка монетку принесла, и даже доктор! Таддейчик возмущается и гневается, а что делать. Ещё и денег столько нанесли статуе проклятой! Он в гневе пытается стукнуть по идолу и как-то его расколотить, но тут вдарила буря, гром, молнии, и пришлось ретироваться.
То есть, и природа потакает!
Акт 3. Таддей от расстройства заболел, лежит дома, все вокруг бегают, но без толку. А у него аж лихорадка, галлюцинации, хоры женских голосов и видения, видения. Фигуры дьявольские, женщины полураздетые.
Тут я хочу отвлечься и сделать замечание. В операх есть два вида персонажей, у которых бывают безумства и видения - это сопраны и баритоны. Причём сопраны по большей части белькантовые, а баритоны всякие, и из романтики, и из 20 века.
У теноров, что интересно, никаких видений и схождений с ума не бывает в принципе. Не берёт их глюк!
Ну а бас, он и сам по себе практически ходячий галлюциноз, вон Мефистофель. Да и какой-нить вполне ожидаемый Фиеско или Спарафучиле - что, не глюк? "Come fantasima Fiesco t'appar" - прям сам признаётся!
Так вот, помучавшись видениями, герой не выдержал, оделся, взял фонарь и пошёл на финальные разборки с соперницей. Ночь, луна. Таддейчик весь в раздрае клеймит в лицо адскую статую . А той хоть бы хны! Наконец накал вырос до того, что баритон опять попытался ее расколотить, но не простила ему этого зловредная статуя; герой внезапно прям тут свалился и помер. И осталось только ошарашенным родственникам оттащить тело в церковь.
Вона че творится, одной левой злобная каменюка мужика положила! Даже энергичный Таддейчик не справился. А с баритонами и так напряг!
Действие разделено на три акта, но на слух ничего не заметно, перерывов в действии или каких-то аккордов, дающих заподозрить конец частей, просто нет.
Как знаменитый Таддейчик попал в сию редкость, неизвестно, но он - просто находка. Он дивно хорош и невероятно натурален. Даже не во всех записях он настолько классный. Оказывается, он прекрасно вписывается в вещи 20 века - декламация, речитативность, вот это всё. И так ему хорошо! Поёт, разливается. Хорошо, что тембр узнаваемый, и всегда слышно, где и что, хотя со всеми прочими вполне ансамбль и гармония. Роль прожил просто досконально, а когда поддаёт жару и страстей, то просто щастье сплошное.
Все остальные поют не менее душевно, особенно Бенелли неотразимо очарователен, но он завсегда такой очаровашка.
Бас де Таранто играл Бартоло в известном кине про "Цирюльника" с Гобби, в 47 году, так что это кругленькое создание сразу вспоминается как живое. Не думала, что он еще в 64-м пел. Очень приличный.
По музыке в общем это просто веризм веризмом, ну, дальше в декламацию, чем какой-нить Джордано, но вполне терпимо, то же самое, что у Пиццетти и Менотти. Вообще итальянцы намного мягче писали, чем немцы с французами, их всех нормально можно слушать, уши не режет, не то что Берг какой-нибудь. С другой стороны, сказать, что этот Виоцци куда-то двинул развитие музыки, мы тоже не можем.
Но на удивление есть в опере сильное место, и это - вокальные линии. Да, одни разговоры, но с очень богатыми интонациями и очень разнообразные. Много смен эмоций, разных и быстрых, и всё живо и естественно. В плане речи, игры, проживания автор прямо молодец - написано и красиво, и насыщенно.
На середине оперы приходит мысль: как жаль, как ужасно жаль, что Таддей не спел в "Таис"! Ведь у него же были запилы в иностранных операх, что же он не это! Он был бы совершенно потрясающим Атанаэлем.
Впрочем, Иоханаан ("Саломея") и Атанаэль - это две такие прекрасные партии, что я хочу, чтобы все, все певцы их пели хотя бы по разу)) Некоторые действительно порадовали этим делом, но десятка-другого Атанаэлей в жизни всё равно не хватает.
Так вот, здесь Таддейчик как раз практически совсем Атанаэль по всему сюжету и поведению. Страсть, обаяние, клеймение язычества и пороков, гнев божий и т.д. Оказывается, вот чем он ещё не занимался - обличением нравственности! За одно это оперу можно сохранить в закромах.
Слово "superstizione" означает "суеверие", и его можно выучить уже за первые треков пять, настолько часто оно повторяется.
К концу, в запале обострения конфликта со статУей, баритон вообще немеряно разошелся и как давай клеймить!
- Aquileia, citta di falsi dei! Templi abbietti!.. Infedeli christiani!
Прямо сразу натуральная "Саломея" - тут вам и лживые боги, и презренные все кругом. Красота!
В общем, такое вот произведение. Конечно, не "Риголетто", часто слушать не будешь, но что-то в этом есть.
"Языческий идол" Дж. Виоцци
дон Маттео - Джузеппе Таддеи
глава общины - Вито де Таранто
Пьери - Уго Бенелли
Розуте - Йоланда Гардино
Романа - Мариза Салимбени
доктор - Альдо Бертокки
Дир. Ферруччо Скалья
РАИ Милан, 23.12.1964
Таддей против Каменной Бабы! Как вы думаете, кто победит?
Джулио Виоцци - итальянский пианист и композитор 20 века, написал даже целых четыре оперы и пару монодрам. И текст сам сочинил, и музыку. Опера называется "Il sasso pagano", то есть камень, идол, статуя. Опера о вреде суеверий и за просвещение.
читать дальше
глава общины - Вито де Таранто
Пьери - Уго Бенелли
Розуте - Йоланда Гардино
Романа - Мариза Салимбени
доктор - Альдо Бертокки
Дир. Ферруччо Скалья
РАИ Милан, 23.12.1964
Таддей против Каменной Бабы! Как вы думаете, кто победит?
Джулио Виоцци - итальянский пианист и композитор 20 века, написал даже целых четыре оперы и пару монодрам. И текст сам сочинил, и музыку. Опера называется "Il sasso pagano", то есть камень, идол, статуя. Опера о вреде суеверий и за просвещение.
читать дальше