Джулиано делла Виола - Джузеппе ди Стефано
Метароза - Розанна Картери
Пайо ди Нокко - Марко Стефанони
Вероника - Анна-Мария Канали
Тингоччо д'Арно Неро - Роландо Панераи
Турингелло - Пьеро ди Пальма
Дир. Джанандреа Гавадзени
Ла Скала, 23.03.1961, live
- Спасибо вам, дорогой товарищ автор, за оперу! А то не носить бы мне шапки с пером!
Это адская история про тенора с сапогом.
Предпоследняя опера Пиццетти, которую он написал в 80 лет, и это премьерный спектакль, и, в общем, последний. Ибо не вижу желающих спеть эту оперу еще раз...
читать дальшеКаст насчитывает 29 персонажей; среди артистов также баритоны Дж. Маласпина, Меличани и Гандзаролли, сопраны Мартелли и Каттелани, бас М. Маласпина и Вирджилио Карбонари компримарий. Их всех всё равно расслышать будет невозможно, но вдруг кому надо.
Пиццетти в целом душевный и эмоционально заряженный автор, которого слушать можно, хоть и 20 век. "Убийство Руджеро Раймонди" я пока еще не слышала, но "Федра" и "Клитемнестра" - очень даже. А вот с "Башмачком" совсем не задалось. Не думала, что скажу это, но даже ужасный "Воццек" и то слушается лучше Там хоть какие-то попытки музыки были.
Пиццетти же понаписал речитативную мелодраму - это худший вид опер. Даже белькантовые повторы "я люблю тебя, да, люблю, ах, люблю" пятьдесят раз лучше, чем это. Потому что их тут двадцать человек, и все бухтят толпой не затыкаясь одновременно, принципиально без перерывов и мелодий, типа речь. Музыка где-то на фоне, да ее и нет, а есть оттенение голосов. Чуть легче стало только в конце, когда все хором стали молиться, вроде пошла лирика, но тут опера и закончилась.
Прямо видит око, да зуб неймет, а не классическое произведение.
Пения как такового тоже нет - они буквально почти декламируют в прозе, в прямом смысле, там нет мелодических линий. Панерайчик местами пытался спеть, но без толку. И так полтора часа.
Если бы Пиппо с Панераем не обладали такими ярко выраженными тембрами и не упорядочивали собой хаос, и если бы сопрана с меццей не выделялись тем, что женщины, было бы еще ужаснее. Это полотно же надо чем-то разграничить на отрезки и части.
Причем Пиццетти тогда явно любили и старались - поставлено на совесть, декорации в духе времени, костюмы - зашибись, Пиппо дали мандолину, баритону - арбалет и шапку с пером, теткам - корзины. Поют и играют действительно на совесть, с отдачей и увлечением - может, им всем так понравилось? Пиппо влился в сюжет как родной, и у него слышна такая реальная вовлеченность, игра и убедительность, которая не всегда была в "Лючиях" и "Аидах". Прям приятно удивил. Заметно, что ему интересно. Женщины - дочка и жена баса - поют громко, но понять, кто из них когда, сложно. Бас Стефанони не подошел, густой, но на низах давится и в контекст не вписывается. Панерай появлялся регулярно на всем протяжении оперы, и произносил несколько фраз. Маловато, но ждешь следующего раза - автор так и рассыпал до самого конца его роль по партитуре...
Остальные 23 рыла говорят толпой и сливаются в голосовой фон, из которого временами выплывают основные солисты. Судя по касту (и то случайно найденному на немецком), они изображают собой разные профессии того времени.
Да кто так оперы пишет! Это же можно только смотреть как спектакль.
А теперь сюжет - для тех, кто дочитал!
Пиццетти почему-то находится под зверскими авторскими правами, поэтому найти не возможно ничего - ни либретто, ни более-менее подробного описания. Собрала по крохам. Я даже была готова читать текст с партитуры на imslp, но и ее нет. Главное, был бы он кому нужен. Причем понять на слух тоже почти нельзя, улавливаешь только отдельные моменты, хотя вроде итальянский знаком. Но как-то не идет.
читать дальшеЛукка, 110 или 1200 или 1300 год, они не определились.
До начала оперы герцог Богемии по обету заказал местному золотых дел мастеру изготовить серебряные башмаки/сапожки для статуи (или распятия или чего-то) в городском соборе. Что тот и сделал
Не спрашивайте, куда они собирались одеть эти сапоги, если статуя уже сделана и стоит, нет, нет.
На площади перед собором народ - толпятся, бухтят, много и долго (напоминает 2 акт хиндемитовского "Матиса"). В толпе трется пришлый тенор-менестрель Вася Гитарист, с инструментом и в рукавах. Втирает чего-то сопране - дочке баса, в которую мельком влюбился, на гитаре играет.
Имя Метароза вызывает смущение. Метагалактика и метафизика - норм, но Метароза?
Потеревшись в толпе, тенор заходит в собор, подходит в статуе, и тут один из волшебных сапогов вдруг отваливается и прямо тенору в руки - оп!
Если вы думаете, что тенор стал судорожно ставить сапог обратно и делать вид, что его тут не было, то нет. Он, как натуральный хоббит, обрадовался - матценность прям в руки упала - и потащил серебряный башмак на выход. Может, продать собирался...
На площади люди увидели сие безобразие - средь бела дня реликвию уворовал! - и тенора повязали.
Сопрана и ее мама-мецца переживали. Приходил баритон Тингоччо - свидетель и комментатор - и тоже что-то говорил. Шум, смятение.
Зачем в сюжете нужен баритон Тингоччо и как он относился к происходящему - сочувствовал или осуждал - и что вообще там делал, понять никак не смогла. Ну, спасибо тебе, Панерайчик, что был... Возможно, это антагонизм охоты и войны с интеллигентным гуманитарным менестрелем. Он сказал, мол, я человек лесов и рек (охотник), и это единственное, что удалось понять из текста. Зато с амуницией
Тенора посадили под замок в ожидании расправы. К нему приходила утешить сопрана. Тенор стенал и жаловался на жизнь; еды нет, сироту обидели, несчастен, бесприютен и некормлен. Длинный дуэт в тюрьме.
Потом парня повели на суд. Он причитал и каялся, невиноватый я и заберите ваш башмак
Ему не поверили, и пошло судилище ("Радамес! Радамес!"). Я искренне думала, что тенора расстреляют. В персонажах есть палач в исполнении неплохого баса Маласпины. Тенора уже к столбу привязали
Пиппо-то прямо как отыгрывает))
Обратите внимание на мужчину в белом и с шестом справа. Не смотрите, что он такой - это очень приличный темный баритон Джампьеро Маласпина, правда, пел мало.
Тенора собрались казнить. Но оказалось, что это комедия!
Ничто в музыке и поведении героев доселе не указывало на комедию, ну ладно. Может, в тексте. В общем, случился хэппи-энд.
На глазах у всех... мм... у статуи и второй башмак отвалился. Халтурные итальянцы.
И все поверили, что тенор реликвий не воровал! Ну и отпустили его. Круто, правда?
Тенор быстро собрался и ушел в закат под общие молитвенные распевания. А я-то думала, это они во время казни молятся. И сопрану оставил, хоть она ему и нравилась.
Пиппо остался очень довольным ))
Возможно, я где-то перепутала порядок действий, не всё с первого раза. Но в целом так.
"Серебряный башмачок" И. Пиццетти
Джулиано делла Виола - Джузеппе ди Стефано
Метароза - Розанна Картери
Пайо ди Нокко - Марко Стефанони
Вероника - Анна-Мария Канали
Тингоччо д'Арно Неро - Роландо Панераи
Турингелло - Пьеро ди Пальма
Дир. Джанандреа Гавадзени
Ла Скала, 23.03.1961, live
- Спасибо вам, дорогой товарищ автор, за оперу! А то не носить бы мне шапки с пером!
Это адская история про тенора с сапогом.
Предпоследняя опера Пиццетти, которую он написал в 80 лет, и это премьерный спектакль, и, в общем, последний. Ибо не вижу желающих спеть эту оперу еще раз...
читать дальше
читать дальше
Метароза - Розанна Картери
Пайо ди Нокко - Марко Стефанони
Вероника - Анна-Мария Канали
Тингоччо д'Арно Неро - Роландо Панераи
Турингелло - Пьеро ди Пальма
Дир. Джанандреа Гавадзени
Ла Скала, 23.03.1961, live
- Спасибо вам, дорогой товарищ автор, за оперу! А то не носить бы мне шапки с пером!
Это адская история про тенора с сапогом.
Предпоследняя опера Пиццетти, которую он написал в 80 лет, и это премьерный спектакль, и, в общем, последний. Ибо не вижу желающих спеть эту оперу еще раз...
читать дальше
читать дальше