Продолжаю смотреть венского "Дон Карлоса" (Варгас, Хартерос, 02.06.2016). Значит, тенор с королевой допели дуэт. Надо же узнать, чем кончится!
читать дальшеНаконец вышел король. В мундире. Я сразу его узнала. Батюшка государь-анператор Николай Палыч!! Сразу стало понятно, что Филипп - домашний садист, сатрап и злобный Кощей. Я думала, он графиню Аремберг щас сожрет. Ну чего она такого уж плохого сделала? Ну, отошла на минутку, чего орать-то. И тыкает еще влево, во Францию, хотя, строгости ради, Франция относительно Испании ниже, поэтому надо было тыкать в пол.
Тетки стали прощацца так, словно графиню выслали не во Францию, а в Сибирь. Король злобно косился на них, складывал ручки за спиной и временами казался бароном Скарпией. И ругается - злобный, и молчит - ужасть. Прям не знаю, как и лучше.
Нельзя не заметить, что Папе действительно хорош, эффектен, знает это и любит выглядеть.
Оперные певцы, способные играть, делятся на два типа: продуманно играющие и типа "ничего не делает, но глаз не оторвать". Папе из вторых.
И костюм-то на нем как идеально подогнан! Понимаете, он вот такой.
И, честно сказать, да, кроме него и тенора в этом спектакле практически ничего и никого нет. Удивительно пустая вещь.
С другой стороны, желание покрасоваться у него тоже слишком очевидное. Вот чуть-чуть естественности не хватило. Раймонди хватало, я его и вспомнила, потому что играют похоже. Но у Раймонди самоощущение "ох ты ж я красавец" значительно снижено, а у Рене очень выражено.
Слушая безжизненно нудную арию (ну не Кабалье), я гадала, сильно ли щас влетит ди Позе, или обойдется. Господи, ну что же это за идиотский жилет-то на нем! Рядом с королем еще хуже смотрится. Вызывающе изящный Филипп и вот это вот.
Поза плохого не ждал и явно думал, что щас, как с тетками, с королем запросто поболтает. Пытался очаровать. Фамильярно тыкал в короля пальцАми. Не замечал, насколько злобно сверкает глазами король (очень злобно).
Сцена совершенно пуста, и оба мужика отчаянно пытаются ее занять и бродят туда-сюда, чтобы хоть какое-то действие было. Не выходит. Бас дополняет хождения мимикой (чудесной), оба машут руками. Господи, хоть кресло им дайте, одно! Они хоть вокруг кресла бы ходили.
Вынести весь дуэт не смогла, слишком скучно. К середине баритон разорался про Фландрию, от чего Филипп чуть не начал биться головой об стену, но удержался в последний момент. Заметно, что хотелось. И ведь Тезье поет-то неплохо, в темпе. Но бестолковый же.
Смотреть не на что, динамики мало; до той степени Папе-фанатства, чтобы только на него смотреть, тоже еще не дошла. Испортил режиссер дуэт совсем. Сколько "Карлосов" я слышала, но настолько скучного еще не было. Уж этот дуэт испортить...
В Папе чувствуется заряд ненависти и бешенства, от чего кажется, что он сейчас повалит Тезье на пол и задушит прям тут. Но к некоторому разочарованию этого не произошло... когда уже начнут на ходу менять сюжеты? Хоть интересно было бы.
Текст дуэта от всего этого тоже оказался провален и не обоснован. Эх, жалко произведение.
Сцену в саду сильно скрасил веселенький тенор. Прямо молодец. Мецца выглядела его пожившей матерью, но старалась. На что она рассчитывала? Набиться в любовницы к несознательному юноше? Но папа же узнает. Там и Сибирью не обойдешься. Непонятно.
Сцена была залита синим полночным светом довольно удачно.
Маркиз ди Поза вылез из двери и стал наезжать. Кто его вообще звал и почему он так мерзко себя ведет? Почему у него нет чувства такта, ощущения уместности? Какие у него могут быть предъявы, когда его вообще не касается. Стала мечтать, чтобы герцогиня задушила его уже своим шарфиком.
Когда маркиз стал махать кинжалом, а тенор - ловко его хватать и оттирать подальше, маша герцогине, чтоб отошла, стало ясно, что это с баритоном не впервые. Он, может, ваще того? Ну тенор явно не удивился такому поведению.
И это по отношению к бедной уставшей женщине!
Акт 3. Площадь.
На площадь в белом свету высыпали люди в серых рубахах, оборванные и босые, и стали шарахаться по сторонам, плохо понимая, что и где, словно выпущенные из застенков прям тут. Положение Испании, судя по народу, совсем плохое. Потом палачи погнали сквозь толпу каких-то пораженных в правах граждан, полуголых и странных (труппа из оперы "Паяцы", арестованная за бродяжничество в полном составе).
Вышел полноватый тенор в камзоле времен Наполеона и объявил.
- Сполетта! - обрадовалась я. Я знала, что он должен быть!
В первых рядах хористов неудачно попали на камеру веселая хористка и мужик китаец - все в рубищах. До чего изверг Филипп страну довел!
Тут раздвинулись двери, и в проеме нарисовался его величество при всем параде, в мантии и короне, аж глаза слепит даже с десяти метров. Вот он, звездный момент. Есть ради чего и оперы петь!
Почему церковные иерархи вставали перед королем на колени, не спрашивайте. Беспредел.
Я, конечно, понимаю, что Верди написал весь проигрыш этой сцены только для того, чтобы Папе ослепил всех своим сиянием, но елки)) Вот на что ушел бюджет страны! Корона, перевязь, орден, мантия бархатная, перстень, эполеты и расшитый мундир. Хм, а эполеты поверх мантии - это нормально? Ох, ладно, зато пафос и важность.
А на королеве скромненько косыночка и диадема бижутерная. Даже на жене экономит, поганец. Как бедная родственница при роскошном муже выглядит. И вынуждена светить декольте перед простолюдинами, бедная. По ходу, король использовал ее как еще один красивый аксессуар, смотрясь рядом с ней еще важнее. Он так изящно протягивал ей руку и цапал, чтоб не убежала, а она этак нервно оглядывалась.
Вообще все одеты в стиле 19 века.
Массовая сцена довольно неплохо. Тенор, что мне нравится, принадлежит к редким адекватным и спокойным Карлосам. Жаль, что король его не слушал, а смотрел, как на клопа. Тенор-то там адекватнее всех будет, и с ним стоило бы перетереть. Но гордыня папеньку ослепила.
Сцена сожжения еретиков - единственная, вызывающая хоть какой-то интерес. Их там побросали и типа подожгли. Ничотак вышло.
Дон Карлос - 2. Филипп и пустота
Продолжаю смотреть венского "Дон Карлоса" (Варгас, Хартерос, 02.06.2016). Значит, тенор с королевой допели дуэт. Надо же узнать, чем кончится!
читать дальше
читать дальше