дир. Станислав Скорвачевский
Берлинская филармония, 28.05.2011, live
Да, здоровье тут надо железное. (с)
Композитор Гартманн прожил непростую жизнь (очень интересно в википедии), отчего скончался довольно рано, в 58 лет, в декабре 1963 года. Своё последнее произведение "Сцена песен" ("Gesangszene", типа кантаты на 25 минут) он сочинил по пьесе "Содом и Гоморра" французского известного автора Жана Жироду. В принципе, все вещи, написанные после Пуччини, можно смело считать сплошной гоморрой. И да, там именно такая музыка, какую можно ожидать, и даже еще тяжелее.
читать дальшеКантату про ужасы аморальности Гартманн писал для Фишера-Дискау (надеюсь, ему было приятно). Поэтому она для баритона с оркестром. Дописать ее автор не успел, потому что помер, поэтому последняя строфа без музыки, а читается в прозе. Зато можно послушать, как певец чего-нибудь говорит.
Фи-Ди, человек воспитанный, действительно спел эту вещь через год, осенью 1964 года. После чего и Гартманн, и его произведения были забыты напрочь.
Но, судьба таки решила немного порадовать невезучего композитора. Поэтому ещё через два с половиной года родился Маттиас Гёрне, из которого вырос не только душевный баритон, но и бурный фанат мозголомной модерновой музыки. Поэтому он не мог пройти мимо и напел кантату Гартманна от всей своей души, напомнив миру о таком композиторе.
У Гартманна есть еще кантата "Гетто" для альта с баритоном - жду с опасением))
Текст найти невозможно, но всё равно в пьесе куча героев из библии набрана в общий сюжет, а вокально там один человек вещает. Надо найти в городах пару истинно любящих друг друга людей, чтобы спастись; там есть супруги Лия и Иоанн, и они могли бы, но в итоге Лия изменяет мужу или типа того, и все гибнут. Во-первых, опять женщину сделали виноватой, что неприемлемо; во-вторых, не знаю, может, в Гоморре так и было, но в Содоме уж точно сюжет другой, и мы все знаем, какой, а тут одна отсебятина. Так что автор козел.
Но кроме мега-нудного и ухораздирательного пения на немецком всё равно ничего не будет, поэтому какая разница.
Хорошо было бы забить и на музыку, но куда от неё денешься) Каждый новый автор 20 века хочет выдумать что-то свое, поэтому привыкнуть невозможно, у каждого свои ужасы.
Начинается всё с мелодии на флейте - ничего так, но непонятно, это уже начали или флейта настраивается? И так постоянно! Потом подключился оркестр, и они все стали вразнобой имитировать репетицию. Потом поверх всего добавился ксилофон... довольно брутальный ксилофон.
Наконец заговорил и баритон, причем сначала в тишине (оч красиво, музыки нет, приятный голос, жить можно). Потом опять музыка и вокал. При музыке петь надо громче, а она фоном звучит, но уж совсем непонятно.
Сидишь, щеку подперев, и думаешь, эх, Матти, Матти... Неужто ничего другого спеть не нашел? Ну елки.
Не успела я расслабиться и потерять бдительность (но с модерном никогда не теряешь, они ж всегда с подвохом), тут Герне как заорет дурным голосом!
- РА-А-А-АЙ-ХЕ-Е-Е-Е! РА-А-А-А-АЙ-ХЕ-Е-Е-Е-Е!!!
О господи! Ну и там еще непонятные речитативы, потом опять как заорет еще ужаснее. Да что ж такое.
Шостакович тоже любил написать в таком духе, чтобы инструменты кучей и черт знает что, но у него легче и даже с юмором и интересно. Гартманн юмор не любил, а любил уши слушателю сожрать.
Однако с изумлением скажу, вещь-то неплохая. Слушается почему-то очень быстро, сжато, эти 25 минут прям как одна, бац, и кончилось.
Исполнение на самом высоком уровне. Выучено так, словно каждый день только это и слышишь. Довольно красиво написана вокальная часть, и живой теплый чуть трепетный голос Герне очень душевно звучит. Вообще он вытягивает всё это, и можно слушать. Прекрасно рассказывает, увлекая за собой. Тока слова не понятны. Но даже и не мешает, вот что значит lieder-закалка.
Дирижер также шикарный, поэтому играют быстро, в темпе, не тянут и не давят - это уметь надо. Заметно, что и эту музыку чувствует.
Вот с Гартманном опять так - вроде ужас, а потом думаешь, неплохо было...
Последние фразы идут в прозе, и это любопытно и неожиданно. Баритон как начал резко гвоздить эти фразы, и не своим голосом! В интервью он разговаривает обычно, как с улицы, а тут со всё ещё включённым оперным звуком, в полную силу на весь зал, но в прозе. Не узнать совсем.
После окончания хлопаешь глазами в изумлении, что это было))
Народу очень понравилось и хлопали несколько минут - вряд ли самой вещи, но исполнению, старанию, талантам. Там столько вкуса и труда вложено всеми, что уважение большое. Вот как надо работать.
Но, конечно, часто исполнять этого автора не будут.
Есть и милое мини-видео! Говорит, какая моральная вещь! Как классно! Но,"каждый слушатель сразу говорит: "Это модерновая вещь!"