Залпом послушала сборник арий с
Галиной Вишневской. Дирижеры Хайкин и Мелик-Пашаев. Половина арий из иностранных опер, половина - Чайковский. И это интересно.
Вишневская была известна силой характера, и в пении это хорошо заметно. Она не сказать, что совсем благозвучна и красива, но уверенность, внутреннее спокойствие и мощный уровень мастерства очень заражают уверенностью и тебя. Поэтому не оторвешься, а слушаешь и набираешься, и на душе тоже становится лучше.
читать дальшеМузыка немного фоном для певицы, но изумительно теплая, мелодичная, всегда мягко-приятная. Хайкин очень напоминает стилем старых итальянцев. Даже есть некая еле заметная разница между мягкой музыкой и уверенной сопрано.
Голос Вишневской в центре заметно резковат, зато волшебно ровный и какие, какие она делает фееричные пиано и долгие, долгие ноты! И она знала, что это прям ее сильное место, и поет так регулярно и почти во всех ариях. Такой нежный пианный звук.
В плане самих вещей неоднозначно. Оказалось, что итальянская опера (местами в русском переводе, местами в оригинале) ей как-то явно не интересна, поэтому поет качественно, но не вживается, и заметна нехватка эмоций. Причем непредсказуемо. Обе Маргариты ("Фауст" и "Мефистофель") весьма хороши, особенно длинная ария из "Фауста", прямо живет и все реалистично, хоть персонаж на певицу совсем не похож, но она нашла там что-то и прожила. Маргарита не бестолковая! Зато "Casta diva" очень красиво, но по смыслу ни о чем, просто вставная ария с пианами. Леонора из "Форцы" и Елизавета из "Тангейзера" - средне. И почти все героини звучат и выглядят одинаково, поются без разницы характеров. Словно Вишневской немного скучно их всех играть и разбирать, они для нее одинаковые и не цепляют ее интереса. Поэтому слушаешь пение, но не историю, а только сам голос и манеру.
Но совсем другое дело, когда начался Чайковский! Оказывается, эта женщина была рождена, чтобы петь русскую оперу. Все героини сразу обрели плоть и образы, все разные, прочувствованные, запоминающиеся. Ее голос расцветает, становится теплее, все наполнено мыслью и эмоциями. Разница заметная. Как лежала ее душа к русской музыке! Так поет, что все эти оперы хочется внимательно изучить после ее исполнения, и это я не люблю русскую оперу. А Вишневская прямо затягивает ею, настолько ей ложится на стиль и голос. И ее собственная личность перестает вылезать, а все персонажи оживают.
Что любопытно, на итальянском она поет с очень чистой дикцией, и все понятно, и на русском наоборот, мало что разберешь. То есть иностранное выходит четче по произношению.
Вообще в голосе Вишневской несомненно есть вот это колдовство, которое заставляет слушать подряд не отрываясь. Попутно напоминает мне тенора дель Монако - похожий большой, резковатый, холодноватый, стеничный голос без некоей гибкости, но уверенно-запоминающийся.