Федра - Режин Креспен
Ипполит - Гастоне Лимарилли
Тесей - Дино Донди
Этра - Марта Розе
Возничий Эврит - Никола Росси-Лемени
Фиванская рабыня - Эдда Винченци
Дир. Дж. Гавадзени
Ла Скала, 28.12.1959, live
В конце 50-х Скалу пробило поставить цикл из опер Пиццетти. Это похвально, учитывая тот факт, что повторить сей замысел с тех пор никто не сподобился. И я со своей стороны прикоснулась к творчеству Пиццетти, а то записи накоплены, пора и слушать уже. Обычно народ начинает с "Убийства в соборе", а мне подвернулась "Федра", написанная по пьесе д'Аннунцио. Либретто не нашла, пьесу пока тоже. Так что сюжета не знаю, половину не понять. Нет, в общих чертах да - Федра влюблена в Ипполита и т.п., но конкретные повороты ускользают. Вот есть, например, бас-возничий - и что он делает в сюжете?
читать дальшеНесмотря на непонятки, слушается изумительно. Как Пиццетти смог так написать - вроде все полотном, и музыка непростая, но оторваться невозможно и как-то не разумом, а душой все понимаешь. Если сравнивать, Пиццетти похож на Чилеа, но тот не ложился на уши так легко. Еще у Пиццети в музыке потрясающая задушевность, тепло и понимание, которые как раз душу и греют
Я такое слышала только у Пуччини.
Креспен умопомрачительно хороша. Голос такой звучный и красивый
Креспен всегда утонченная и изысканная, и Федра вышла совсем не такая, как ожидаешь. Сразу ведь что думаешь: ах, она мерзавка, баритону изменяла!
Но Пиццетти решил иначе, и Федра выглядит прекрасной, незаурядной и вполне порядочной и совестливой женщиной, на которую свалилась любовь всей жизни. И это, вот незадача, оказался вовсе не ее муж. Ну что поделать, брак наверняка был по расчету, и с обеих сторон! А против любви всей жизни не попрешь. Она пыталась как-то с собой бороться, но куда там...
Опера процентов на 80% занята Федрой и ее переживаниями, особенно 1 акт. Она долго делилась наболевшим с хором и потом с дамой Этрой, видимо, наперсницей. Бас (кажется, все-таки Монтарсоло) с баритоном заглянули в середине акта на несколько фраз и пропали. К концу акта тенор припер во дворец некую рабыню-фиванку, в которую бурно влюбился в военном походе. Федра, конечно, запаниковала, вызвала девицу на допрос, но та оказалась неглупой, откровенничать не стала и только приговаривала "как вы велики и прекрасны, госпожа царица" 
Тенор появился только в начале 2 акта. Держался нагло и вызывающе, разговаривал приказным тоном, хотя был очень аристократичен и вроде не идиот (за что мы и любим Лимарилли, а еще за звонкий уверенный голос, которым он умеет не кричать). Федра при нем вся таяла, не смела перечить, и голос так и трепетал от любви. А этот ничего не замечал и еще вздыхал при ней по фиванке, какая она красивая и какие у нее глаза. А Федру называл "madre" и не забывал ткнуть, что она его мачеха. Впрочем, зайчику Лимарилли можно многое простить, чего мы бы не простили, скажем, Поджи. Сцена Федры и тенора занимает больше половины 2 акта, под конец она, видимо, призналась ему в любви. Тенор как давай обзывать Федру "infausta" и вообще гневаться (в меру теноровых сил)! Тащусь от сердитого Лимарилли, такой милый
Наконец заорал "няня, няня!" (у него еще старая нянька по имени Горго тут жила) и убежал в расстройстве. Нянька с Федрой чуть посокрушались, и тут явился баритон Тесей. Тесей устроил новый скандал и разорался, мол, что ты Ипполита моего обижаешь! Федра, понятно, не выдержала еще и этого и со злости сказала, что Ипполит до нее домогался. Тесей заорал еще громче и под раскаты оркестра пообещал наказать и покарать. Конец акта.
Третий акт нетривиально начался 6-минутным хором а капелла, потом подошел Росси-Лемени и толкнул длинный эмоциональный монолог, в котором что-то рассказывал (наверно, про выгнанного Ипполита). Похоже на арию Феррандо. Подошел Тесей и люди. Потом пришла Этра и сообщила, что Федра покончила с собой в порыве раскаяния. Тесей опять разорался, обозвав жену "donna monstruosa". Тут подошла Федра (недоубившаяся), спела большую предсмертную сцену и померла. У меня были сомнения, может, это не Федра, но тогда только рабыня-фиванка, а вряд ли бы ей дали так много петь.
Креспен изумительно все прожила, Лимарилли тоже замечателен. Никого другого в этих ролях не хочется, а это немаловажно.
У Донди голоса нет, тембр более-менее; харизмы и обаяния нет. Постоянно орал и вместо пения обходился мелодекламацией, но есть темперамент и роль в общем выдерживает. Тембром чуть-чуть-чуть-слегка-немножко напоминал Серени. Возможно, так Серени пел бы лет в 70. На сегодняшнем уровне - гигант мысли. Поскольку по сюжету Тесей не несчастный любящий муж с разбитым сердцем, а холодный эгоистичный мужик, совсем не интересовавшийся женой, то Донди даже где-то и подходит.
Этра меццо, голос есть, но тембр неприятно-пронзительный.
Из остальных имеются, как я сказала, заслуженная мецца Канали в роли няни-кормилицы, финикийский купец-бас (в другой версии - пират) Монтарсоло, Росси-Лемени в роли Эврита (помню имя из мифа, но смутно) и Стефания Малагу aka паж-эфеб. Лемени как обычно хорош и заметен, хотя не так слышно его тембр, но это из-за записи. Монтарсоло отличается от баритона тем, что сочнее и ярче, по этому и можно опознать. Няня-Канали хороша, и лучше бы Этрой поставили ее, а то няни почти нет. Винченци - пленная фиванка и предмет воздыханий тенора - была приятна, нежненькое такое небольшое сопрано.
В общем, баритона бы поменять, а остальные хороши. Креспен с Лимарилли офигенно отыграли большую женскую любовь с одной стороны и кондовое мужское высокомерие и нечуткость с другой. Тесей такой же бесчувственный козел, как тенор, только постарше. Федру будет очень жаль всем слушательницам - там именно трагедия непонятой и недооцененной женской натуры. Все остальные персонажи образуют лишь фон вокруг этих двух.
Слышно нормально, хотя есть небольшой шум, но он не мешает. Несколько раз пропадал звук, но секундами.
Где можно найти это чудо для прослушивания?