понедельник, 20 июня 2011
Таис - Райна Кабайванска
Атанаэль - Сесто Брускантини
Никиас - Никола Таггер
Палемон - Антонио Дзербини
Альбина - Клара Фоти
Дир. О. де Фабрицис
Катания, театр Беллини, 03.04.1969, live
Пели на итальянском, но это совсем не мешает и ничего не портит. Вообще не бросается в глаза. Перевод хороший и уместный. Например, "Ecco dunque un orrribil citta" - вполне нормально. Правда, тенор с баритоном все-таки немного развели итальянщину, но у итальянских певцов это неизбежно

Сопрано же, как болгарка, удержалась в рамках.
читать дальшеЧто расстраивает, так это суховатое дирижирование. Никакого эротизма, буквально пронизывающего запись Вельтри. У Фабрициса ничего такого нет, а жаль. К тому же и сама запись резковата и с перепадами уровня звука, что существенно портит, без сомнения, красивый исходный вариант. Зато дирижер изящно и утонченно показывает в музыке образ Таис.
Кабайванска значительно приятнее слушается, чем Касселло, только бывает пронзительной на верхах. Зато она женственная, довольно теплая тембром и поведением ну и вообще она старалась. Не сказать, что она была лучшей певицей в мире и это ее коронная роль, но с исполнением партии Таис все так сложно... Твердая четыре.
Райна еще и внешне должна была выигрышно смотреться. У нее огромные черные глаза, прекрасный профиль и стройная худощавая фигура. К тому же она хорошо играет, как мы знаем по "Тоске".
Атанаэль оказался диаметрально противоположен предыдущему. Никакого чувственного трепета и мягкости, глупости это все. Атанаэль жесток, не знает сочувствия и страшно обуян гордыней. Подозреваю, втайне он имеет тягу к пороку, с которой успешно справляется, сублимируя ее в подвижнические деяния. Соответственно, и из Александрии ушел, чтобы не поддаться своей темной стороне, наличие которой за собой хорошо знал. Слышит только себя, фанатично предан своей цели (а не религии, кстати - ему важно лишь собственное "я" и его устремления) и для достижения ее может дойти до преступления. Способен убить или психологически сломать жертву; ему не хватает терпения уговорить. В общем, почти это и случилось в сцене в спальне (почему Таис в конце и впадает в такую истерику - осознав пережитую опасность). Ее спасло то, что она и сама хотела обратиться к вере, поэтому до настоящего давления не дошло. Однако в начале 3 акта, когда Атанаэль гоняет ее по пустыне, он несомненно наказывает ее за то, что долго сопротивлялась.
За Брускантини в драматических партиях водилась эта внутренняя жестокость (что сильно удивляет, если вспоминать его многочисленных симпатичных и безобидных барочных героев). Зато из-за этого всего не веришь, когда его в конце переклинивает на любовь. А тут еще и вырезана сцена со сном, что лишило баритона возможности проявить душевные переживания.
Вообще здешний Атанаэль очень похож на храмовника-тамплиера из "Айвенго". К тому же голос звучит холодно и иногда с назальным оттенком, что только добавляет суровости. И первой сцене вообще был малоэмоциональным, я уж решила, ну ладно, лень ему было тут играть, потерплю, и так сколько ролей уже было... Но потом с огнем спел арию, а в сцене с тенором уже как завелся, и пошла харизма! Брускантини тут 49 - и что они все поют эту партию, когда уже под полтинник? 
Тенор, как положено, жизнерадостный и кокетливый, особенно вперед не лез, спел и ладно.
Бас - компримарий, но зачатки харизмы у него проглядывают. Голос неплохой, довольно насыщенный. Терпимо. Кробиль и Мирталь вот пели совсем нестройно, особенно мецца (не помню, кто из них), по идее, они должны хором так в унисон распевать. Альбину не запомнила.
Укрепилась в мысли, что а) главный герой - Атанаэль, б) эта партия относится к тому же типу, что дон Жуан и Скарпиа - предполагает бесконечно разные трактовки. С каждым новым баритоном все интереснее.
@темы:
французы
Я так понимаю, что тут Таис более чувственная, нежели в той другой записи?
Атанаэль оказался диаметрально противоположен предыдущему. Никакого чувственного трепета и мягкости, глупости это все. Атанаэль жесток, не знает сочувствия и страшно обуян гордыней.
Вот ведь. Звучит так, что он все время с чем-то там внутри борется и в результате выглядит даже злобным. Я не слушала, конечно, но вот представляю с твоих слов.
Укрепилась в мысли, что а) главный герой - Атанаэль, б) эта партия относится к тому же типу, что дон Жуан и Скарпиа - предполагает бесконечно разные трактовки. С каждым новым баритоном все интереснее.
Ну тут даже без вопросов. С Таис-то все понятно. И ее конец закономерен. Трактовать тоже можно по разному, но в конечном счете она всегда получает завершение. А вот Атанаэль - это другое дело. Он-то остался. И завершения он не имеет. Как думаешь, чем этот Атанаэль занялся после всего?
Все же тут такая французская музыка.
Да не, не французская. Ну, в смысле, они быстренько превратили ее в итальянскую
тут Таис более чувственная, нежели в той другой записи?
Не-а
Звучит так, что он все время с чем-то там внутри борется и в результате выглядит даже злобным.
Нет... Вся борьба уже давно кончилась, и теперь он все для себя решил и уперся в одну точку. Внутренних раздраев никаких нет.
Ну не все же они в Рим за приключениями... или все? Сколько же их там теперь?
Да не, не французская. Ну, в смысле, они быстренько превратили ее в итальянскую Придется, видимо, все-таки повесить оттуда че-нить для иллюстрации...
Да, действительно, очень так обитальянилось. И по началу не привычно, но к середине получше.
Не-а Такая же, но помягче и голос не такой пронзительный.
Хм... Ну ладно, Таис в этом деле не главная.
Нет... Вся борьба уже давно кончилась, и теперь он все для себя решил и уперся в одну точку. Внутренних раздраев никаких нет.
О... тогда даже жаль его... одна точка-это скучно.
Не буду голословной Заодно заценишь исполнение
А исполнение мне очень даже понравилось. Здорово. иначе, конечно, но здорово.