Олимпия - Пилар Лоренгар
Кассандр - Франко Тальявини
Статира - Фьоренца Коссотто
Антигон - Джанджакомо Гуэльфи
Иерофант - Никола Заккариа
Гермас - Сильвио Майоника
Верховный жрец - Альфредо Джакомотти
Дир. Франческо Молинари-Праделли
Ла Скала, 1966г., live
Опера ненапряжная и довольно приятная. Мелодичная такая.
читать дальшеДело происходит в Греции после смерти Александра Македонского. У него осталась жена Статира (харизматическая мецца) и дочь Олимпия (романтическая сопрана). Когда друзья Александра стали делить его империю, Статира, чтобы ее под шумок не убили, как ненужную претендентку, взяла дочь и уехала куда подальше. Добралась она до города Эфеса и устроилась там на полторы ставки заведующей главной жрицей в храме Артемиды. И даже имена себе и дочери поменяла. Так прошло лет десять, и это все предыстория.
К началу оперы Олимпия уже выросла, стала красавицей и, как хорошая девочка, помогает маме в храме. У нее тайные лямуры с тенором Кассандром. Тайные, потому что то ли самого тенора, то его отца Антипатра обвиняют в смерти Александра.
Также имеется царь Греции Антигон - харизматичный сурьезный мужик категории 45+ (злодейский бас-баритон). Он тоже собирался жениться на Олимпии. Впрочем, это не была с его стороны неземная любовь, просто он к концу 1 акта просек, что она дочь и наследница Александра, и хотел ее пригрести для укрепления своего политического веса.
Вообще я надеялась, что это опера-детектив (кто же убил Александра?), но буквально во второй сцене Гуэльфи отошел в сторонку и сообщил, что убийца лично он. Тьфу, вот разочарование
И еще есть иерофант (бас). Иерофант - это не имя, а звание. Главный жрец на Элевсинских мистериях. Вот либреттисты выпендрились, я пока нашла, что это, чуть не рехнулась. В общем, бас - крутая религиозная шишка. Он цапался с меццей из-за сфер влияния и еще по-всякому присутствовал.
В общем, мецца-мама обвинила тенора в убийстве Александра, тот отнекивался, но ему не поверили и посадили под замок. Потом какие-то перипетии, а в начале 3 акта тенор сбежал из тюрьмы и пытался уговорить сопрану бежать вместе. Она бы и согласилась, но тут пришла ее мама-мецца, и тенор сховался за углом. Мецца привела дочке баритона и велела выходить за него замуж (видно, решила дочку пристроить, царь все-таки). Сопрана стала причитать и отказываться. Мда, она вообще поняла, что ей предложили-то? Замуж за Гуэльфи!
Тут и тенор выскочил, пошли разборки и в конце оперы Антигона что-то пробило и он стал публично признаваться. Мол, я убийца Александра, люди! Там бурная сцена у баритона, и он в конце самоубился. Если бы это признание стало неожиданным, было бы еще лучше, но и так неплохо. Далее единение сопраны с тенором, хвалебные хоры в адрес богов и вообще торжество добра.
Какого черта баритон стал сознаваться - непонятно. Реально он ни за что бы не признался, зачем ему. Но надо же было как-то спасти тенора. Ну зато хэппи-энд.
Царь Антигон - действительно один из трех полководцев, поделивших империю Александра.
По сути в сюжете рулят бас и мецца, они яркие и притягивающие. Антигон тоже мог бы рулить, но ему написали прискорбно небольшую партию, а сопраной все крутили в своих интересах.
Лучше всего вышел большой бурный дуэт меццы с басом с разборками (еще бы немного - и был бы точно дуэт Филиппа с инквизитором); дуэты мецц с басами это вообще редкость. Еще бодренький дуэтец тенор-сопрано под конец, когда склонял ее бежать, ну и сцена саморазоблачения Антигона. Много не очень нужных хоров.
Лоренгар средняя певица, ей не хватает харизмы и глубины личности. Претензии на что-то есть, а реализовать их нечем. Но спела.
Коссотто просто шикарная, вот уж кто точно в роль попал. И ее офигенный тембр... думаю, ее тут переплюнуть невозможно.
Тенор вокально ничем не блеснул, зато вел себя нагло и самонадеянно. Все чего-то выступал, права качал...
Гуэльфи хуже обычного, в голосе легкая сипотца и поуменьшился обычный объем и сила голоса. Но напор и эта его доминантность вроде есть. Вот в конце он хорошо отжег, когда признаваться стал, так разошелся.
Бас был смутно знаком, слушаю и чувствую, что 100% уже его слышала, но не помню, где. Тоже слегка глуховат, но по ходу дела распелся и стал очень даже. Заккариа он неровный, раз на раз не приходится, часто бывает неинтересен. Тут звучит удачно.
Дирижер тут просто замечательный, так уточненно и светло все сыграно у него, вполне белькантово.
Вообще же эта запись как-то не сильно впечатляет.

Олимпия - Юлия Варади
Кассандр - Франко Тальявини
Статира - Стефания Точиска
Антигон - Дитрих Фишер-Дискау
Иерофант - Джордж Форчун
Дир. Герд Альбрехт
1987г.
А вот этот вариант мне очень понравился! В разы лучше! К тому же поют по-французски, интересно (это и есть язык оригинальной версии оперы), к тому же во французской версии есть рифма, не сохраненная итальянцами.
читать дальшеПо воле неумолимой судьбы и здесь тенор опять Тальявини
к счастью, за прошедшие 20 лет он намного улучшился, а может, это еще и влияние дирижера. Тенор стал сдержаннее, перестал орать и качать права почем зря. Даже вполне слушать можно.
Варади по сравнению с Лоренгар просто гениальна, у нее вышел целый образ; и такой изысканный голос, такая женственность, вот точно не пустое место певица.
Мецца звучит удачно, густой немного протяжный тембр, хорошо так слушается.
Фи-Ди после импозантного властного Гуэльфи слушать ужасно неожиданно. Он совсем другой. Вокально немного сдает, впрочем, хрипа нет, просто голос уменьшился и немного утратил полетность. Но если не знать, то и в глаза не бросается. Фи-Ди восхитительно воздушен, прозрачен и изыскан
Иногда звучит тенором. Но, думаю, вряд ли кто начнет слушать оперы именно с этой "Олимпии", а к тому времени, когда дойдут до нее, уже будут ценить и Фи-Ди.
Нет, реально он мне тут очень понравился. Просто еще больше зауважала. И его французский практически безупречен. Впрочем, с его пунктиком на дикции и нюансах и не могло быть иначе.
Неудачно выбран иерофант - это бас-баритон, и не лучший, и роль важного баса-жреца не потянул.
Альбрехт даже еще лучше все исполняет, чем Праделли, вообще прямо музыкальная конфетка
Сразу видно, что ты не увлекаешься картами Таро.
Поскольку обсуждалось это и ранее, у меня есть обе версии. Все же советуешь в начале первую послушать?
Так что лапы прочь от Гуэльфи, а тенора на мыло.
Лучше сразу вторую
Значит, я и по этому поводу ничего не знаю, понятно.
Bersaba, хорошо, я сейчас все переправлю.