Фауст - Томас Мозер
Маргарита - Сьюзен Грэм
Мефистофель - Жозе Ван Дам
Брандер - Фредерик Катон
Дир. Кент Нагано
Лион, 1995г.
Вообще я собиралась послушать что-то понятное и итальянское типа "Бала" или "Отелло" и даже уже взяла кучу дисков, но это "Осуждение" просто само влезло в руки и там улеглось
Пришлось слушать 
читать дальшеОно ужасно сложное до замороченности. Сравниваешь, конечно, все время с Гуно - так Гуно просто попса-попсой на фоне Берлиоза. Имхо, у Берлиоза получилось более глубокое, вдумчивое и философски насыщенное произведение. Он тут никого развлекать не собрался, а у него вечные идеи, копание в природе человеческой и сплошной психологизм. К тому же есть большая доля абстрактности, и, наверно, концертные исполнения были бы уместнее постановок в декорациях. Неясно, почему Берлиоз все же сделал из этого оперу, а не ораторию. По сути это вещь изначально не оперная.
Музыка очень разнообразная, бедностью фантазии Берлиоз явно не страдал. У меня он идет с напрягом (вот Верди мне легко, а Берлиоза тяжело), но интересно. Это интеллектуальная музыка. Хотя веселенькие фрагменты там тоже есть, и много. Наверно, все французские композиторы умеют писать заводные мелодии, это национальное
Вообще мне показалось или нет, но больше всех по времени тенора? У меццы вообще две арии и небольшой дуэт с тенором, и вроде все, Мефистофель мелькает там-сям, но тоже как-то маловато.
Партии Фауста и Маргариты здесь сильнее, чем у Гуно. Маргарита - не безмозглая девица, а очень такая утонченная, образованная, философски мыслящая молодая женщина, которая чего-то нового ищет в жизни. Возможно, в Фаусте ее как раз привлек оттенок загадочности и потусторонности, словно она смутно догадывалась, что он не простой парень. Фауст соответственно тоже сложная рефлексирующая личность, и там все не ограничивается просто желанием помолодеть. Там у него сплошной самоанализ, духовные искания, мысли о вечном и прочие метания души изначально очень одаренного человека.
А вот партия Мефистофеля тут менее яркая. Гуно, конечно, сделал там упор на броские внешние эффекты и не ошибся. А Берлиоз, видимо, решил пойти другим путем. У него Мефистофель намного более приземлен, но зато психологичнее и тоньше прописан как личность. Даже есть подозрение, что он, как психоаналитик, ходит за Фаустом и заставляет того как бы выказывать свои слабые стороны самостоятельно. С другой стороны, пропало ощущение космичности и нет осознания, что он демон и надмировое существо. Честно говоря, пока не прониклась. Из всей партии понравилась только финальная сцена с Фаустом и серенада. "Une puce gentile" не понравилась, мотив не лег на уши
Совершенно сразил меня Кент Нагано, у него умопомрачительно все звучит, особенно низы и пианы. Контрабасы там всякие и т.п., просто аж все гудит и вибрирует. И потрясающие все быстрые части, да и вообще это совершенно изумительное исполнение. Объем, нерв, динамика, индивидуальность... Думаю, Берлиозу бы понравилось.
Томас Мозер - это тяжко
Неужели другого ни одного тенора не нашлось, вон хоть Джон Алер много пел французского, взяли бы его. Мозер явно слаб голосом и, что хуже, духом для такой серьезной роли, как Фауст. Проникнуться и вдуматься, если и хочет, то не может. В итоге то орет, то ноет, то орет, то ноет... По очереди. Никаких верхов, на долгих нотах начинает мерзко качаться. Фи. Из хорошего - хорошие пиано и сильные уверенные низы, но они не спасли. Ну, в целом он не совсем криминален, но настроение портит. А он еще, зараза, в начале долго поет соло и все ждешь, ну когда же уже Мефистофель-то придет, ну сил уже нет
Зато на фоне Мозера Ван Дам выглядит еще в три раза лучше, чем есть.
Нашла интервью Мозера www.bruceduffie.com/moser.html Употребляет интересные речевые обороты, но производит впечатление слегка неудачника... Все плачется, что шанс ему не дали, ролей не предложили... Доминго хоть раз жаловался, что ему чего-то там не дали? Вот именно.
С голосом у него не ахти, сам признает, лирический. А куда тогда попер драматического Фауста петь? Но сам по себе симпатичный дядечка и ростом, говорит, 193 см. Ну и что, Корелли был ниже всего на 7 см и это ему ничем не помешало...
Очень понравилась мецца. Красивый теплый голос, адекватная, философичная, умная певица. И ее партия мне показалась самой красивой. Ария "D'amour l'ardente flamme" - ням!
Там даже колоратуры пошли, и она их замечательно спела. Я ее запомню. И внешне она очаровашечка.
Ван Дам произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, партия ему очень удобно легла на голос, как будто ее писали спецом для него. С другой - я почти нигде не слышу в нем именно Мефистофеля. Демоничности нет. Может, у него тембр слишком земной и плотный, или он просто такой вот добрый Мефистофель, но прям вот на Духа Зла не похож. Возможно, так и задумывалось - что он совсем как человек и что вообще главное зло - в людях, а не в демонах? Сильно порадовал только в конце в сцене с Фаустом, когда сообщал ему, что Маргарита в тюрьме и т.п. Фауст там что-то не то сказал, и Мефистофель сердито рявкнул "ridicules humaines!" Это меня покорило
Вообще в самой первой сцене он не зацепил ничем, а уже когда в таверне, как-то все лучше и лучше, голос стал такой сладкий-сладкий, прямо медовый, и потом все лучше и лучше до самого конца, а в конце просто ах. Звучит замечательно, как раз для женских ушей, хоть такой сексапильности, как, скажем, Атанаэлем, тут не добавляет.
Брандер был нормальный такой бас, очень прилично пел, и вроде француз.
Выяснила еще, что все исполнители свои партии пели много и часто. Как раз Грэм с Ван Дамом пели это дело в Скале в 1994-м, что, видимо, и подвигло Нагано записать их в студии. Посидел он на премьере, послушал... дай-ка запишу для потомства
а Грэм пела Маргариту даже совсем недавно, в 2008-м в Мет.
Кстати вот с концом оперы Берлиоз расстарался, там эти все супер-эффектные громыхания и разборки, роскошно. Тут он Гуно уделал. Ой, там когда вдруг в ужасе заорал целый женский хор, я аж сама перепугалась)) Но можно было бы разборками и закончить, а он потом впихнул назидательный ангельский хор - фууу. Ну, наверно, требовалось для морали, но как ни крути, похождения сил зла всем нравятся намного больше, а ангельские нравоучения звучат скучно и пафосно.
Вообще все это дело надо раз пять послушать, пока дойдет. Я еще не поняла, понравилось мне или нет.

Маргарита - Сьюзен Грэм
Мефистофель - Жозе Ван Дам
Брандер - Фредерик Катон
Дир. Кент Нагано
Лион, 1995г.
Вообще я собиралась послушать что-то понятное и итальянское типа "Бала" или "Отелло" и даже уже взяла кучу дисков, но это "Осуждение" просто само влезло в руки и там улеглось


читать дальшеОно ужасно сложное до замороченности. Сравниваешь, конечно, все время с Гуно - так Гуно просто попса-попсой на фоне Берлиоза. Имхо, у Берлиоза получилось более глубокое, вдумчивое и философски насыщенное произведение. Он тут никого развлекать не собрался, а у него вечные идеи, копание в природе человеческой и сплошной психологизм. К тому же есть большая доля абстрактности, и, наверно, концертные исполнения были бы уместнее постановок в декорациях. Неясно, почему Берлиоз все же сделал из этого оперу, а не ораторию. По сути это вещь изначально не оперная.
Музыка очень разнообразная, бедностью фантазии Берлиоз явно не страдал. У меня он идет с напрягом (вот Верди мне легко, а Берлиоза тяжело), но интересно. Это интеллектуальная музыка. Хотя веселенькие фрагменты там тоже есть, и много. Наверно, все французские композиторы умеют писать заводные мелодии, это национальное

Вообще мне показалось или нет, но больше всех по времени тенора? У меццы вообще две арии и небольшой дуэт с тенором, и вроде все, Мефистофель мелькает там-сям, но тоже как-то маловато.
Партии Фауста и Маргариты здесь сильнее, чем у Гуно. Маргарита - не безмозглая девица, а очень такая утонченная, образованная, философски мыслящая молодая женщина, которая чего-то нового ищет в жизни. Возможно, в Фаусте ее как раз привлек оттенок загадочности и потусторонности, словно она смутно догадывалась, что он не простой парень. Фауст соответственно тоже сложная рефлексирующая личность, и там все не ограничивается просто желанием помолодеть. Там у него сплошной самоанализ, духовные искания, мысли о вечном и прочие метания души изначально очень одаренного человека.
А вот партия Мефистофеля тут менее яркая. Гуно, конечно, сделал там упор на броские внешние эффекты и не ошибся. А Берлиоз, видимо, решил пойти другим путем. У него Мефистофель намного более приземлен, но зато психологичнее и тоньше прописан как личность. Даже есть подозрение, что он, как психоаналитик, ходит за Фаустом и заставляет того как бы выказывать свои слабые стороны самостоятельно. С другой стороны, пропало ощущение космичности и нет осознания, что он демон и надмировое существо. Честно говоря, пока не прониклась. Из всей партии понравилась только финальная сцена с Фаустом и серенада. "Une puce gentile" не понравилась, мотив не лег на уши

Совершенно сразил меня Кент Нагано, у него умопомрачительно все звучит, особенно низы и пианы. Контрабасы там всякие и т.п., просто аж все гудит и вибрирует. И потрясающие все быстрые части, да и вообще это совершенно изумительное исполнение. Объем, нерв, динамика, индивидуальность... Думаю, Берлиозу бы понравилось.
Томас Мозер - это тяжко


Нашла интервью Мозера www.bruceduffie.com/moser.html Употребляет интересные речевые обороты, но производит впечатление слегка неудачника... Все плачется, что шанс ему не дали, ролей не предложили... Доминго хоть раз жаловался, что ему чего-то там не дали? Вот именно.
С голосом у него не ахти, сам признает, лирический. А куда тогда попер драматического Фауста петь? Но сам по себе симпатичный дядечка и ростом, говорит, 193 см. Ну и что, Корелли был ниже всего на 7 см и это ему ничем не помешало...
Очень понравилась мецца. Красивый теплый голос, адекватная, философичная, умная певица. И ее партия мне показалась самой красивой. Ария "D'amour l'ardente flamme" - ням!

Ван Дам произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, партия ему очень удобно легла на голос, как будто ее писали спецом для него. С другой - я почти нигде не слышу в нем именно Мефистофеля. Демоничности нет. Может, у него тембр слишком земной и плотный, или он просто такой вот добрый Мефистофель, но прям вот на Духа Зла не похож. Возможно, так и задумывалось - что он совсем как человек и что вообще главное зло - в людях, а не в демонах? Сильно порадовал только в конце в сцене с Фаустом, когда сообщал ему, что Маргарита в тюрьме и т.п. Фауст там что-то не то сказал, и Мефистофель сердито рявкнул "ridicules humaines!" Это меня покорило

Брандер был нормальный такой бас, очень прилично пел, и вроде француз.
Выяснила еще, что все исполнители свои партии пели много и часто. Как раз Грэм с Ван Дамом пели это дело в Скале в 1994-м, что, видимо, и подвигло Нагано записать их в студии. Посидел он на премьере, послушал... дай-ка запишу для потомства

Кстати вот с концом оперы Берлиоз расстарался, там эти все супер-эффектные громыхания и разборки, роскошно. Тут он Гуно уделал. Ой, там когда вдруг в ужасе заорал целый женский хор, я аж сама перепугалась)) Но можно было бы разборками и закончить, а он потом впихнул назидательный ангельский хор - фууу. Ну, наверно, требовалось для морали, но как ни крути, похождения сил зла всем нравятся намного больше, а ангельские нравоучения звучат скучно и пафосно.
Вообще все это дело надо раз пять послушать, пока дойдет. Я еще не поняла, понравилось мне или нет.


@темы: французы
Вообще по себе могу сказать, что произведение это в первого раза сразу вот, чтобы ах, не идет. Ну раза три нужно слушать как минимум. Хотя тебе для первого прослушивания хорошая запись попалась. Но тенор да, подкачал. Честно говоря, мне пока ни один тенор в этой партии не понравился. Все что-то не то. То с голосом, то с проникновением в недра роли.
Но, собственно, Фауст тут мне всегда был мало интересен. Хотя у него тоже своя история, свои искания и пр.
Неясно, почему Берлиоз все же сделал из этого оперу, а не ораторию. По сути это вещь изначально не оперная.
Ну это и не опера. Но ставить на сцене ее любят.
А у меня любимое исполнение все же концертное.
Вообще мне показалось или нет, но больше всех по времени тенора? У меццы вообще две арии и небольшой дуэт с тенором, и вроде все, Мефистофель мелькает там-сям, но тоже как-то маловато.
Тенора больше всего, конечно, но, в сущности, если убрать первые 30 минут, где Фауст про все свои искания и рассказывает, то эфирного времени. так сказать, у всех примерно одинаково.
Партии Фауста и Маргариты здесь сильнее, чем у Гуно.
Вот тут полностью соглашусь. Именно так и есть. Это совсем другая Маргарита.
Ван Дам произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, партия ему очень удобно легла на голос, как будто ее писали спецом для него. С другой - я почти нигде не слышу в нем именно Мефистофеля.
Мне он нравится в этой записи, но все же есть записи, где демоничность в нем более ярко выражена. Вот то же концертное исполнение. Он там на максимуме вокальных данных, ну и демоничности больше, если можно так выразиться. Здесь его Мефистофель хитрее. И потому он звучит мягче.
Собственно, отличие Мефистофеля Берлиоза от Мефистофеля Гуно в том, что тут Мефистофель не заключает сделку с Фаустом сразу, но он постепенно втягивает его в свои сети. Он его подводит к заключению сделки. И, собственно, с самого начала он не сомневается в том, что все получится именно там, как он ожидал. И интересна именно эта игра. Мефистофель расставляет фигуры, начинается партия.... только вот Мефистофель точно знает, что одержит победу. И чего же ему сразу показывать себя демоном. А конце да. Собственно, с кем он столкнулся, Фауст только в конце и понимает. А мы окончательно понимаем, когда хор вторит победе Мефистофеля. Потрясающий момент, на мой взгляд.
Что касается партии и ее комфортности для голоса Ван Дама, тут уж не отнять, комфортно ему. Прямо под его голос, да еще с его безупречной французской дикцией. Ну и не зря он считается лучшим европейский Мефистофелем. И есть на то причины.
Что касается трактовки произведения Нагано, тоже очень мне нравится как он создает эту музыку.
Совершенно здорово трактует.
Как раз Грэм с Ван Дамом пели это дело в Скале в 1994-м, что, видимо, и подвигло Нагано записать их в студии.
А да, они специалисты.
Вообще, я бы тебе конечно посоветовала если я вообще могу советовать, концертное исполнение Осуждения 1989 года под руководством Шолти. Шолти это произведение очень тоже прочувствовал. И ловил настоящий кайф при исполнении. Ну и исполнители тоже.
И откуда же она у меня взялась, ума не приложу
Вообще я когда-то уже пыталась слушать с Доминго (и он, кстати, офигенно хорош, если я не путаю), но тогда я дальше пары сцен не ушла.
Мефистофель не заключает сделку с Фаустом сразу, но он постепенно втягивает его в свои сети. Он его подводит к заключению сделки
с кем он столкнулся, Фауст только в конце и понимает
А, ну в таком случае более понятно. Тогда концепция логичная
А, по-моему, ОНО меня и не спросило, хочу ли я его слушать
Вот и я все думаю...
Вообще я когда-то уже пыталась слушать с Доминго (и он, кстати, офигенно хорош, если я не путаю), но тогда я дальше пары сцен не ушла.
Доминго не слышала, но вообще не представляю его в роли берлиозовского Фауста.
А, ну в таком случае более понятно. Тогда концепция логичная Можно ли сказать, что Мефистофель сознательно придерживает свою демоническую сущность до последнего?
Временами она проступает. Но это не такая демоническая сила, которая, знаешь, шаг ступил и полыхнуло. Это что-то такое вкрадчивое. Скажем так, язычки пламени медленно заглядывают под дверь, просачиваются так, а потом за дверью поднимается столб пламени. И мы это наблюдаем в конце, когда Мефистофель уже окончательно завладел душой Фауста.
То есть, может, мы и не должны как бы догадываться, кто это?
Догадываться-то мы можем, но еще сомневаемся... в конце сомнений больше нет.
А, по-моему, ОНО меня и не спросило, хочу ли я его слушать
Оно да, оно может не спрашивать... лишь бы само не включалось. особенно ночью.... а то спишь, понимаешь ли, а тут оно врубилось.
Думаю, проступает, когда он сердится или запугивает, там проскальзывает такое...
Догадываться-то мы можем, но еще сомневаемся...
Значитца, Мефистофель типа "ребята-да-я-такой-же-как-и-вы", это то, что и задумал автор, да?
Скажем так, язычки пламени медленно заглядывают под дверь, просачиваются так
То есть удержать свой демонизм полностью Мефистофель таки не может? Хоть по чуть-чуть, но он вылезает?
А ты заметь, на протяжении всего действа он не запугивает. Но иногда он общается с духами, тогда тон становится властный, вот мы и понимаем, кто перед нами. Но Фауст-то этих моментов не видит. Он понимает, кто перед ним, но не осознает всей опасности и мощи этого существа.
Значитца, Мефистофель типа "ребята-да-я-такой-же-как-и-вы", это то, что и задумал автор, да?
Ну не совсем. Хотя, если тебе это слышится, то для тебя так и есть.
То есть удержать свой демонизм полностью Мефистофель таки не может? Хоть по чуть-чуть, но он вылезает?
Ну так он должен вылезать время от времени. А мы со стороны наблюдаем, а предупредить-то не можем.
Так, а с Доминго запись это 78 года, которая еще с Фи Ди, думаю, что он тебе наверное понравится больше Ван Дама.
Могу еще предложить с Суаей, где-то у меня была.
Есть еще запись, где Фауста Гедда поет, а Мефистофель там, если не ошибаюсь, Жуль Бастин.
которая еще с Фи Ди, думаю, что он тебе наверное понравится больше Ван Дама.
Вы видите меня насквозь...
А ты заметь, на протяжении всего действа он не запугивает. Но иногда он общается с духами, тогда тон становится властный
Позор мне, я поленилась почитать текст и упустила много всего. Да, не сказать, что запугивает, но периодически на кого-то рявкает - значит, это он на духов, понятно...
Но Фауст-то этих моментов не видит. Он понимает, кто перед ним, но не осознает всей опасности и мощи этого существа.
А-а-а-а... вон оно как
Я бы вообще писала по французски, но по русски его как-то вот так и пишут.
Вы видите меня насквозь... Вчера все его вспоминала...
Вот-вот, я так и подумала, хотя на мой вкус, но доказывать я не буду, у Фи Ди голос такой более высокий, Мефистофелю нужны более яркие низы. Но, скорее всего , тут я не права. Послушаю, тогда скажу.
Позор мне, я поленилась почитать текст и упустила много всего. Да, не сказать, что запугивает, но периодически на кого-то рявкает - значит, это он на духов, понятно...
Ты почиатй как-нибудь на досуге. А прекрасная ария Мефистофеля, когда он усыпляет Фауста и навивает ему образ Маргариты. А его едкие куплеты... милое дело.А-а-а-а... вон оно как То ись чтоб зритель все знал и пугался, и переживал за не понимающего, что к чему, дурачка Фауста... Вот сколько Берлиоз навертел
Фауст не такой уж дурак, конечно. Но явной опасности скорее всего не чувствуешь. Уж больно Мефистофель хитрый, бестия.
Это случайно не Voici des saisons? Или как там, Voici des fleurs? Как раз хотела узнать, чего он там так романтически медленно поет, но забыла
у Фи Ди голос такой более высокий, Мефистофелю нужны более яркие низы.
Это точно, высокий, но что уж поделать...
Это точно, высокий, но что уж поделать...
Да нет, я и не против.
В конце концов, у каждого свои фавориты и проводники.
Ну в принципе не откажусь, но заставлять не буду. В конечном счете, проводники-это здорово, но в первую очередь сама музыка.
Однако ваши намеки на Суайе и Бастена... ну вот смущаете, смущаете душевный покой
Вот про Бастена не скажу, а Суайе звучит довольно так странно. Но я не намекаю... просто вдруг чего захочется, раз уж пошла такая пьянка.