понедельник, 26 сентября 2011
Евангелист - Энтони Рольфе-Джонсон
Иисус - Роберт Холл
Пётр/Пилат - Антон Шарингер
Анжела-Мария Блази (сопрано)
Марьяна Липовшек (меццо)
Дир. Николаус Арнонкур
Concentus musicus Wien, 1994г.
Очень понра, произведение хоть и про страдания Христа, а очень светлое и такое энергичное. Персонажи деловые, чем-то там все заняты, переговариваются, жизнь у них кипит. И вообще Бах был неправ, что не писал опер. У него отлично получается, и сюжет есть, и динамика, и объемные образы героев, и арии с дуэтами офигенно красивые, с изысканными разнообразными аккомпенементами... Ну чего ему еще надо-то было! Нет чтобы хоть пяток опер написать, а он одни фуги да прелюдии ваял

Конкретно текст "Страстей" тоже красивый и одухотворенный. Нет, ну идеальное по красоте произведение со всех сторон
читать дальшеАрнонкур божествен, несравненен, прекрасен и велик по умолчанию, патамушта это он. Арнонкур в барокко это как Караян в Вагнере - оставляет вас в уверенности, что ничего прекраснее вы никогда больше не услышите 
Сопрано и меццо в действии не участвуют, у них по две арии чисто абстрактных. Звучат обе приятно, хотя меццо в первой арии выглядит уютной нянюшкой в переднике.
Основной персонаж, очевидно, тенор-Евангелист, который озвучивает текст от автора и вставляет ремарки. Его по времени много. Рольфе-Джонсон сначала совсем не понравился, но через несколько фраз в мозгах что-то поворачивается и начинаешь понимать, что это нечто из ряда вон. Голос у него совсем слабый, но с вокальной игрой и созданием образа Джонсон творит чудеса. Он настолько талантливый интерпретатор оказался... слушаешь и даже все понимаешь, хоть и по-немецки. Мега умный и одаренный тенор 
Баса тут два, оба совершенно незнакомые. Холл всю дорогу раздражал, он типичный английский бас - голос и понимание есть, но тембр сушеный, без красивых оттенков и трепетности в тембре, да еще с резковатыми обертонами внизу. Зато Шарингер это просто восхитительная находка, а я даже его имени никогда не слышала. Вот у него как раз все нужные красоты и переливы в голосе есть, прям не оторваться 
Что особенно приятно, Петр и Пилат у него получились разными. Петр звучит ниже, совсем басом, но невротичнее; правда, Петра совсем мало, он в начале. Пилат же чуть выше (ближе к бас-баритону), жестче и стильнее и поет арии со страстными интонациями прирожденного Дон Жуана
Вообще подозреваю, что Бах и сам симпатизировал Пилату как персонажу, уж больно он лапушка получился. Все бегал между Христом и иудеями и до последнего уговаривал его не казнить. Правда, с самим Христом он немного поцапался.
В общем, в хитах первая ария сопрано и вторая ария меццо ("Эс ист фолльбрахт", темная и мрачная), вторая ария баса-Пилата (да и первая тоже...) и шикарнейшая сцена допроса Христа. Там два баса неприязненно бросают друг другу реплики, а тенор журчит, как ручеек, между ними
Правда, у Верди басы пели бы дуэт без посторонних, нам на радость, а у Баха наполовину разбавлено тенором и хорами мерзких кровожадных иудеев, а самих басов маловато. Ну что поделать.
@темы:
Бах,
духовная музыка
Нет, ну зато Бах писал Страсти... писал кантаты, мессы... Да много чего. А по духу он совсем был не оперный композитор. Так ведь и Страсти не плохо. Ведь даже и хорошо. Ты еще Высокую послушай. Обязательно послушай.
Правда, я где-то видела у Баха две dramma per musica какие-то одноактные. Какие-то подвижки у него в эту сторону были... но застряли.
Серьезно или нет, но на самом деле Бах очень уважал Генделя. И всегда мечтал с ним встретиться. В конце концов, Гендель при жизни был знаменитым, Бах скорее как знаменитый органист. К тому же, конкретно к операм его не тянуло. Для него было множество других интересных форм.
Правда, я где-то видела у Баха две dramma per musica какие-то одноактные. Какие-то подвижки у него в эту сторону были... но застряли.
Ну вот заказали ему... вообще жаль, по большей части Бах был человеком подневольным, не было у него свободного времени обратить внимание на что-нибудь эдакое.