Юдит - Ева Мартон
Синяя Борода - Ласло Полгар
Дир. Мишель Плассон
Дрезден, 1995г., видео
Мне вполне понравилась музыка, плюс текст романтичный с добавлением сюрреализма. Венгерский язык странный, не понимаю, откуда он такой взялся. В нем нет ничего ни от романо-германских, ни от славянских (по крайне мере русского-болгарского-чешского) языков. Даже невозможно понять, как строятся слова, какие принципы образования предложений, где какие части речи... И звучит странно. Я бы потом послушала в переводе каком-то, чтоб более привычно на слух. С другой стороны, венгерский добавляет загадочности и отвлеченности всему повествованию.
читать дальшеВообще это повесть о мега-несчастном трагическом басе, который жил в глухом одиночестве в своем мрачном замке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако я, видимо, бесчувственная ехидна, меня все время тянуло поржать. Не могу с собой справиться
Сначала я почитала либретто (итальянский перевод), т.к. опера на венгерском.
Чтение либретто очень полезно, оно проясняет, что к чему. Общую канву все знают - Синяя Борода запрещал новой жене открывать двери, а она не слушалась и все нехорошо обернулось.
Сюжет
Это даже не развитый сюжет с завязкой-развязкой, а зарисовка. При поднятии занавеса мы видим ужасно мрачный готический зал, погруженный во мрак. В зале ничего нет, только вдоль стен семь дверей. Плюс дверца слева, из которой к нам выходят бас и сопрана.
Кстати, в тексте либретто имеется вступление в прозе от автора, как Пролог в "Паяцах", где нам говорят типа "слушайте эту печальную повесть, добрые люди". Конкретно тут в видео пролог отсутствует.
Бас - это Синяя Борода, сопрано - его новая жена Юдит. Вот думаю, ведь это имя - вариант имени Юдифь. Интересно, Барток имел это в виду?
Синяя Борода и Юдит, несомненно, любят друг друга, но не все так шоколадно. Бас с самого начала настроен депрессивно и пристает с неуместными вопросами. "Может, тебе было бы лучше остаться с твоим женихом? Может, тебе вернуться к родителям?" Он вообще мущщина немногословный и внешне сдержанный, но внутри весь в рефлексиях. Они из него еще полезут, эти рефлексии, где-то через полчасика. Но вообще даже трогательно... "может, тебе со мной будет плохо?"... Сопрано отмахивается от идиотских предложений (так ее жених назад и взял, ага, да и муж все же такой вот... и бас еще) и осматривается. Мрачный неосвещенный зал ей, естественно, не нравится.
- Как холодно, как темно в замке! - переживает сопрано.
- Ага, холодно и темно, - соглашается бас.
- Блин, да иди уже заплати за электричество! - непроизвольно воплю я.
После чего я поняла, что что бы ни говорили и ни делали герои дальше, воспринимать эту вещь трагично я все равно не смогу
Тут сопрано потрогала стену и обнаружила, что стена мокрая!
- Ах, твой замок плачет!
- Ага, плачет, - не стал спорить бас.
Сопрана кинулась обещать, что будет осушать капли губами и греть холодные камни своим телом, а я окончательно укрепилась в мысли, что Синяя Борода хреновый хозяйственник. Будь хоть десять раз готический замок, а гидроизоляция-то ни к черту! Если свет включить, там наверняка по стенам еще и мокрицы ползают. Вот и вся романтика.
Тут Юдит пригляделась и заметила пресловутые двери. И началось... Девушка она эмоциональная, порывистая... Впрочем, мне понятны ее мотивы. Во-первых, любовь нуждается в доверии, во-вторых, она просто хотела, чтобы у баса пропали его мрачные тайны и они бы с ним пошли вместе к светлому будущему. Вполне нормальные побуждения. Так что в общем правильно она эти двери открывала, нефиг тут. Сам он справиться с тайнами не мог и нуждался в постороннем взгляде.
Значит, началось моральное давление на баса и требование ключей от дверей. Бас помялся-помялся, но выдал от двух первых. Сопрана ломанулась открывать первую дверь, раздался этакий глубокий вздох. А-а-аххх!
Для пущей готишности.
Далее процедура разговоров и открывания будет повторяться почти одинаково семь раз, наводя на мысли о стереотипиях при кататоническом ступоре. Ну ладно. И еще - при открывании каждой двери оттуда льется свет разного цвета (красного, желтого и т.п.), который и освещает зал. Такие невинные спецэффекты.
За первой дверью обнаружились пыточные инструменты, клещи, ножи и пр. Со следами крови. Ну а что, жизнь такая. Тяжело в деревне без нагана.
- Это моя камера пыток, - объясняет бас, если кто не понял.
За второй дверью - склад оружия, но это неинтересно. Сопрана попричитала, какой ты сильный и властный, Синяя Борода, и повторяла это на всякий случай у каждой двери.
Дальше Юдит требует еще ключи, вон еще пять дверей осталось. Бас неожиданно покладисто выдает еще три ключа, из чего мы заключаем, что ничего сенсационного там нет. И точно: в следующих трех комнатах обнаруживается а) казна с сокровищами (золото-жемчуга-брильянты), б) сад с цветущими цветами, в) вид на долину с полями и лугами. Типа панорамацарства кощеева владений Синей Бороды.
Однако для пущей готишности и чтобы зрители не так уж сильно завидовали сопране (а то герцога отхватила, да еще с жилплощадью), нам сообщают, что везде следы крови и вообще всё подозрительно. И на розах кровь, и облака отбрасывают кровавые тени. Ну, а что делать, у нас же тут мистика. Куда без пятен-то.
И осталось, наконец, открыть последние две двери. Тут бас и начал вилять и уклоняться. Отвлекал сопрану просьбами обнять-поцеловать и строил глазки. Из чего ясно, что именно тут и кроется самый компромат. Сопрана тоже это просекла и, не поддаваясь на поцелуйчики, затребовала ключи. Бас посомневался, поупирался, но отказать любимой так и не смог и выдал шестой ключик. Сопрана полезла открывать и снова получила громогласный "а-а-а-ахххх!" За дверью оказалось прозрачное озеро, и не с водой, а со слезами. Во как. Кто-то там вот целое озеро наплакал.
Ну, лично я считаю, что никакие не слезы, а просто там Синяя Борода купался. Поди, источник горячий был. Но побуду хорошей девочкой и не стану развивать фантазии на тему, как он там на бережку раздеваицца и т.п.
Сказано - слезы, значит, слезы.
Сопрана озера слез очень испугалась, побежала к басу, прижалась, даже поцеловались. И то, хоть чем зрителя порадовать.
И, значит, осталась же седьмая дверь. Бас опять поупирался, потом махнул рукой, мол, сама напросилась. Открыла девушка дверь - а оттуда выходят три женщины! Супер-красивые, нарядные, в коронах и увешанные драгоценностями.
Вот вам и финт ушами. Приезжаешь ты к новому мужу - а у него дома целых три тетки!
Сопрана на них посмотрела и ударилась в комплексы. Мол, они все красивее меня и богаче меня, а я-то прямо нищенка. А СБ еще давай про них рассказывать.
- Это, - говорит, - мои прежние жены! - и целую повесть устроил.
Первую он встретил на рассвете, и она сама прекрасна, как рассвет, и ей теперь принадлежат все рассветы. Вторую встретил в полдень, и сама она прекрасна, как полдень, и т.п. по образцу. Третью - вечером, и была она... подробности см. выше.
Дамы разворачиваются и молча уходят.
- А тебя, моя дорогая и самая любимая жена, я встретил ночью, - обращается бас к Юдит. - И ты у меня самая красивая, и тебе отныне принадлежат все мои ночи.
Интересно, где это он ее ночью встретил, проказник? В окно что ли залез?
Сопрана в глубоком шоке, а нам уже ясно, что щас ее отправят вслед остальным трем женам. И точно. Бас приговаривает что-то такое романтическое, надевает на Юдит плащ корону и украшения. Сопрана, видимо, заколдованная этими ритуальными действиями, разворачивается и уходит в седьмую комнату к остальным трем женам.
- А я навеки остаюсь один... один... - горестно приговаривает бас, пока на сцене сгущается полная темнота. В каковой темноте он и исчезает.
Собственно и все. О горький жребий мой.
Не ясно, что именно тут хотел сказать Барток, думаю, разных подтекстов несколько. И про доверие, и про всякие мужские рефлексии, и про новую-старую жизнь, и просто такая вот готическая романтика. У меня нет особенного желания копаться. Мне вообще кажется, что СБ не есть человек как люди, а некое существо, в котором заложена вот такая программа. И частично она у него сбилась, он уже осознает, что хочет иной жизни, но и уйти от своей программы не может. Фантастика такая.
Вообще хорошо бы ему туда не нежную сопрану, а нашу девку из деревни. С метлой, желательно. Вот уж хэппи-энд был бы неизбежен...
Музыка достаточно понятная и человеческая, без извратов. Основа довольно мелодичная, но автор для важности напихал туда диссонансов. Впрочем, Барток-то писал еще в 1911 году, то есть это просто веризм по сути. Если говорить о стиле, то посложнее, чем "Тоска", но легче "Саломеи". Тяготение к Штраусу явно есть.
В музыке достаточно ясно все изображено, слушать нормально. Надо только заранее почитать либретто и как следует выучить, за какой дверью что
Опера сама короткая, час десять.
Вообще, может, концертное исполнение - странный выбор для первого знакомства. Но я соблазнилась на крайне симпатичного мне Плассона плюс на гениальную актрису Мартон и голос баса Полгара, и не прогадала. Оба уже не на пике карьеры, но исполнители офигенные. И даже оба венгры. Поют оба суховато, и, может, неидеально красиво, но очень впечатляют. Мартон внешне обычная тетка в возрасте, но как играет!
С первой секунды в образе и ей абсолютно веришь. Просто творит чудеса. Полгар оказался по оперным меркам просто красавец - с интеллигентным лицом и жгучими черными глазами.
Интересно, что они точно гармонируют в постановке. У Мартон богатая мимика, много жестов, порывов, а бас наоборот почти совершенно неподвижен и крайне скуп на внешние эмоции. Даже лицо почти бесстрастное, только глазами сверкает. Зато даже легкое поднятие брови уже производит сильный эффект! А когда где-то у 4-й двери улыбаться начал... ух, держите меня кто-нибудь
Дирижер Плассон, как оказалось, имеет привычку подпрыгивать на месте во время особенно бурных моментов
Реально очень так смешно подпрыгивает.
В общем, меня очень проняло. С первого раза не разберешься во всех тонкостях, конечно, но произведение стало знакомым и нравящимся. И они так прожили! Вот смотришь на Полгара и Мартон (которой вообще 53) и представляешь себе Синюю Бороду и Юдит. Просто отлично.
А еще мне понравилось платье у Евы, как балахон, но сложного кроя и с интересными деталями, и без лишних украшений образ, только крупные жемчужные серьги. Не всегда увидишь со вкусом и интересно одетую певицу

Синяя Борода - Ласло Полгар
Дир. Мишель Плассон
Дрезден, 1995г., видео
Мне вполне понравилась музыка, плюс текст романтичный с добавлением сюрреализма. Венгерский язык странный, не понимаю, откуда он такой взялся. В нем нет ничего ни от романо-германских, ни от славянских (по крайне мере русского-болгарского-чешского) языков. Даже невозможно понять, как строятся слова, какие принципы образования предложений, где какие части речи... И звучит странно. Я бы потом послушала в переводе каком-то, чтоб более привычно на слух. С другой стороны, венгерский добавляет загадочности и отвлеченности всему повествованию.
читать дальшеВообще это повесть о мега-несчастном трагическом басе, который жил в глухом одиночестве в своем мрачном замке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако я, видимо, бесчувственная ехидна, меня все время тянуло поржать. Не могу с собой справиться

Сначала я почитала либретто (итальянский перевод), т.к. опера на венгерском.
Чтение либретто очень полезно, оно проясняет, что к чему. Общую канву все знают - Синяя Борода запрещал новой жене открывать двери, а она не слушалась и все нехорошо обернулось.
Сюжет
Это даже не развитый сюжет с завязкой-развязкой, а зарисовка. При поднятии занавеса мы видим ужасно мрачный готический зал, погруженный во мрак. В зале ничего нет, только вдоль стен семь дверей. Плюс дверца слева, из которой к нам выходят бас и сопрана.
Кстати, в тексте либретто имеется вступление в прозе от автора, как Пролог в "Паяцах", где нам говорят типа "слушайте эту печальную повесть, добрые люди". Конкретно тут в видео пролог отсутствует.
Бас - это Синяя Борода, сопрано - его новая жена Юдит. Вот думаю, ведь это имя - вариант имени Юдифь. Интересно, Барток имел это в виду?
Синяя Борода и Юдит, несомненно, любят друг друга, но не все так шоколадно. Бас с самого начала настроен депрессивно и пристает с неуместными вопросами. "Может, тебе было бы лучше остаться с твоим женихом? Может, тебе вернуться к родителям?" Он вообще мущщина немногословный и внешне сдержанный, но внутри весь в рефлексиях. Они из него еще полезут, эти рефлексии, где-то через полчасика. Но вообще даже трогательно... "может, тебе со мной будет плохо?"... Сопрано отмахивается от идиотских предложений (так ее жених назад и взял, ага, да и муж все же такой вот... и бас еще) и осматривается. Мрачный неосвещенный зал ей, естественно, не нравится.
- Как холодно, как темно в замке! - переживает сопрано.
- Ага, холодно и темно, - соглашается бас.
- Блин, да иди уже заплати за электричество! - непроизвольно воплю я.
После чего я поняла, что что бы ни говорили и ни делали герои дальше, воспринимать эту вещь трагично я все равно не смогу

Тут сопрано потрогала стену и обнаружила, что стена мокрая!
- Ах, твой замок плачет!
- Ага, плачет, - не стал спорить бас.
Сопрана кинулась обещать, что будет осушать капли губами и греть холодные камни своим телом, а я окончательно укрепилась в мысли, что Синяя Борода хреновый хозяйственник. Будь хоть десять раз готический замок, а гидроизоляция-то ни к черту! Если свет включить, там наверняка по стенам еще и мокрицы ползают. Вот и вся романтика.
Тут Юдит пригляделась и заметила пресловутые двери. И началось... Девушка она эмоциональная, порывистая... Впрочем, мне понятны ее мотивы. Во-первых, любовь нуждается в доверии, во-вторых, она просто хотела, чтобы у баса пропали его мрачные тайны и они бы с ним пошли вместе к светлому будущему. Вполне нормальные побуждения. Так что в общем правильно она эти двери открывала, нефиг тут. Сам он справиться с тайнами не мог и нуждался в постороннем взгляде.
Значит, началось моральное давление на баса и требование ключей от дверей. Бас помялся-помялся, но выдал от двух первых. Сопрана ломанулась открывать первую дверь, раздался этакий глубокий вздох. А-а-аххх!
Для пущей готишности.
Далее процедура разговоров и открывания будет повторяться почти одинаково семь раз, наводя на мысли о стереотипиях при кататоническом ступоре. Ну ладно. И еще - при открывании каждой двери оттуда льется свет разного цвета (красного, желтого и т.п.), который и освещает зал. Такие невинные спецэффекты.
За первой дверью обнаружились пыточные инструменты, клещи, ножи и пр. Со следами крови. Ну а что, жизнь такая. Тяжело в деревне без нагана.
- Это моя камера пыток, - объясняет бас, если кто не понял.
За второй дверью - склад оружия, но это неинтересно. Сопрана попричитала, какой ты сильный и властный, Синяя Борода, и повторяла это на всякий случай у каждой двери.
Дальше Юдит требует еще ключи, вон еще пять дверей осталось. Бас неожиданно покладисто выдает еще три ключа, из чего мы заключаем, что ничего сенсационного там нет. И точно: в следующих трех комнатах обнаруживается а) казна с сокровищами (золото-жемчуга-брильянты), б) сад с цветущими цветами, в) вид на долину с полями и лугами. Типа панорама
Однако для пущей готишности и чтобы зрители не так уж сильно завидовали сопране (а то герцога отхватила, да еще с жилплощадью), нам сообщают, что везде следы крови и вообще всё подозрительно. И на розах кровь, и облака отбрасывают кровавые тени. Ну, а что делать, у нас же тут мистика. Куда без пятен-то.
И осталось, наконец, открыть последние две двери. Тут бас и начал вилять и уклоняться. Отвлекал сопрану просьбами обнять-поцеловать и строил глазки. Из чего ясно, что именно тут и кроется самый компромат. Сопрана тоже это просекла и, не поддаваясь на поцелуйчики, затребовала ключи. Бас посомневался, поупирался, но отказать любимой так и не смог и выдал шестой ключик. Сопрана полезла открывать и снова получила громогласный "а-а-а-ахххх!" За дверью оказалось прозрачное озеро, и не с водой, а со слезами. Во как. Кто-то там вот целое озеро наплакал.
Ну, лично я считаю, что никакие не слезы, а просто там Синяя Борода купался. Поди, источник горячий был. Но побуду хорошей девочкой и не стану развивать фантазии на тему, как он там на бережку раздеваицца и т.п.

Сопрана озера слез очень испугалась, побежала к басу, прижалась, даже поцеловались. И то, хоть чем зрителя порадовать.
И, значит, осталась же седьмая дверь. Бас опять поупирался, потом махнул рукой, мол, сама напросилась. Открыла девушка дверь - а оттуда выходят три женщины! Супер-красивые, нарядные, в коронах и увешанные драгоценностями.
Вот вам и финт ушами. Приезжаешь ты к новому мужу - а у него дома целых три тетки!
Сопрана на них посмотрела и ударилась в комплексы. Мол, они все красивее меня и богаче меня, а я-то прямо нищенка. А СБ еще давай про них рассказывать.
- Это, - говорит, - мои прежние жены! - и целую повесть устроил.
Первую он встретил на рассвете, и она сама прекрасна, как рассвет, и ей теперь принадлежат все рассветы. Вторую встретил в полдень, и сама она прекрасна, как полдень, и т.п. по образцу. Третью - вечером, и была она... подробности см. выше.
Дамы разворачиваются и молча уходят.
- А тебя, моя дорогая и самая любимая жена, я встретил ночью, - обращается бас к Юдит. - И ты у меня самая красивая, и тебе отныне принадлежат все мои ночи.
Интересно, где это он ее ночью встретил, проказник? В окно что ли залез?
Сопрана в глубоком шоке, а нам уже ясно, что щас ее отправят вслед остальным трем женам. И точно. Бас приговаривает что-то такое романтическое, надевает на Юдит плащ корону и украшения. Сопрана, видимо, заколдованная этими ритуальными действиями, разворачивается и уходит в седьмую комнату к остальным трем женам.
- А я навеки остаюсь один... один... - горестно приговаривает бас, пока на сцене сгущается полная темнота. В каковой темноте он и исчезает.
Собственно и все. О горький жребий мой.
Не ясно, что именно тут хотел сказать Барток, думаю, разных подтекстов несколько. И про доверие, и про всякие мужские рефлексии, и про новую-старую жизнь, и просто такая вот готическая романтика. У меня нет особенного желания копаться. Мне вообще кажется, что СБ не есть человек как люди, а некое существо, в котором заложена вот такая программа. И частично она у него сбилась, он уже осознает, что хочет иной жизни, но и уйти от своей программы не может. Фантастика такая.
Вообще хорошо бы ему туда не нежную сопрану, а нашу девку из деревни. С метлой, желательно. Вот уж хэппи-энд был бы неизбежен...
Музыка достаточно понятная и человеческая, без извратов. Основа довольно мелодичная, но автор для важности напихал туда диссонансов. Впрочем, Барток-то писал еще в 1911 году, то есть это просто веризм по сути. Если говорить о стиле, то посложнее, чем "Тоска", но легче "Саломеи". Тяготение к Штраусу явно есть.
В музыке достаточно ясно все изображено, слушать нормально. Надо только заранее почитать либретто и как следует выучить, за какой дверью что

Вообще, может, концертное исполнение - странный выбор для первого знакомства. Но я соблазнилась на крайне симпатичного мне Плассона плюс на гениальную актрису Мартон и голос баса Полгара, и не прогадала. Оба уже не на пике карьеры, но исполнители офигенные. И даже оба венгры. Поют оба суховато, и, может, неидеально красиво, но очень впечатляют. Мартон внешне обычная тетка в возрасте, но как играет!

Интересно, что они точно гармонируют в постановке. У Мартон богатая мимика, много жестов, порывов, а бас наоборот почти совершенно неподвижен и крайне скуп на внешние эмоции. Даже лицо почти бесстрастное, только глазами сверкает. Зато даже легкое поднятие брови уже производит сильный эффект! А когда где-то у 4-й двери улыбаться начал... ух, держите меня кто-нибудь

Дирижер Плассон, как оказалось, имеет привычку подпрыгивать на месте во время особенно бурных моментов

В общем, меня очень проняло. С первого раза не разберешься во всех тонкостях, конечно, но произведение стало знакомым и нравящимся. И они так прожили! Вот смотришь на Полгара и Мартон (которой вообще 53) и представляешь себе Синюю Бороду и Юдит. Просто отлично.
А еще мне понравилось платье у Евы, как балахон, но сложного кроя и с интересными деталями, и без лишних украшений образ, только крупные жемчужные серьги. Не всегда увидишь со вкусом и интересно одетую певицу


@темы: 20 век
Ага, он совершенно особенный, прямо инопланетный какой-то.
После чего я поняла, что что бы ни говорили и ни делали герои дальше, воспринимать эту вещь трагично я все равно не смогу
Ехидина ты...
Arashi-opera, одной половиной я вполне трагично воспринимаю, и баса пожалеть можно... а второй - похихикать
Как вам бас с черными глазами? Мне показался симпатичным.
И я такое за ней заметила
Венгерский язык вроде бы родственен финскому - финно-угрская группа так называемая. В финском тоже очень непонятно, куда и чего))).
Вот-вот... и меня держите...