Раффаэле Арие - хороший довольно известный бас 50-60-х, у которого есть сборник. Половина типично итальянского, половина русского и Мефистофель.
читать дальшеКак он есть родом из славного города София, то русский язык ему почти родной, и слушать очень просто.
У Арие красивый насыщенный голос с мелодичным переливчатым звуком, с чувственной гламурностью. Зато, хотя голос довольно тёмный и басовый, этой вот величественности и басового веса у него толком не было. И когда поднимает голос выше, то даже окраска светлеет и начинаешь подозревать, а не уродился ли ты бас-баритоном, мил человек)) Потом обратно вниз - не, вроде натуральный бас.
Поэтому лучше всего звучат злодеи, любовники и резко характерные персонажи. Причем где-то читала, что играть визуально он мог не очень, но вокально совсем другое дело, именно легко ему давались богатые интонации и неоднозначность.
Самый любопытный аспект в пении у Арие такой, что чем характернее партия, тем он лучше звучит. А стандартные распевные кантилены - как ни странно, наоборот, его усредняют и делают рядовым. Если, скажем, Винко или там, Клабасси или Феррин или любой другой бас от арий расцветает, то Арие вообще вянет и звучит красиво, но банально. И весь типичный избитый итальянский репертуар у него звучит именно избитым и "ну опять, ещё один". Зато даже небольшое наличие в музыке дисгармонии, неровности и модерна разом всё оживляет
Поэтому у него редкостно интересный, скажем, Мефистофель (10-минутная речитативная сцена "Me voici", а тенором при нём какой-то хомяк), но довольно обычный Демон. Встал и вещает: "Я тот, которому внимала..." А уж "я враг людей, я зло природы", - вообще не вышло, ну какое там зло
А Мефистофель, да на хорошем французском - совершенно другое дело. Там такое разнообразие интонаций и красок в речитативе, что и голос сразу углубился и ожил, и звучит намного лучше и интереснее, и коварный посыл вовсю. Не раскатистый, как Гяуров, а напоминает Мефика Ван Дама.
Скучноватый, хотя душевный Сусанин, но несомненно стоящий слушания сдержанно-надрывный Борис Годунов. Заводные, с точным ритмом князь Галицкий с Варлаамом. Еще есть Варяжский Гость - очень даже хорошо. Вообще русская опера вся удачная, ибо не так привычна, наши всё-таки писали иначе.
Да, есть еще "Ла калунья", очень ничего так, там хоть бельканто, но опять же ария не вполне типичная, не это вот жестко восемь строчек в рифму плюс повторы.
На мой взгляд, Арие - тот очень нечастый случай, когда певец родился для редких авторов, незнакомых опер, нетривиальной мелодики, неоднозначных персонажей, желательно отрицательных. Поэтому поздний или хотя бы нетипичный романтизм, веризм и 20 век - это прямо его. Но, как ни прискорбно, ничего этого он почти не пел, а как покопаешься - сплошные "Лючии", "Луизы Миллер", есть гранд-инквизитор, статуя командора и Фиеско, и всё такое. А во "всём таком" намного круче и мощнее рулили Гяуров, Христов и Росси-Лемени, через них не пробьешься, а особо редкостей тогда не пели - бас, так вот тебе Фиеско, и нечего. Вот есть "Клитемнестра" Пиццетти и он там поёт Эгиста - просто идеально. Потому что Пиццетти.
А вот, например, бас Феррин как раз замечательно звучал в лирическом, посему он его пел и был на месте.
Фиеско, кстати, у Арие звучит неожиданно гламурно-романтично. А вот Сильва наименее удался, вообще почти баритон какой-то - легковесно и неубедительно. Тут нужен вес. Зато князь Гремин - очень даже удачный; он вроде тоже напевный такой, но если вслушаться, то мелодия немного неравномерная, с перепадами, и это сразу придает пению вкус и перчинку.
Надо еще "Аттилу" послушать, может ничего так.
Arie', там ударение на Е.