понедельник, 17 октября 2016
принц Фридрих - Маттиас Герне
Натали Оранская - Эйриан Дэвис
курфюрстша - Хельга Дернеш
курфюрст Фридрих-Вильгельм - Гюнтер Нойман
Дир. Лотар Загрошек
Кельн, 21.11.1992, live
Да не Гамбургский я, а Гомбургский!
Генце - на удивление хороший композитор 20 века; конечно, под влиянием Штрауса, но в своем стиле. Музыка модерновая с некоторой изломанностью и металлическим оттенком, но есть и внутренняя медитативность и вдумчивость. Дирижер просто гений, и там всё это слышно. Люблю дирижеров, которые могут привести сложную музыку в порядок и сделать красивой. Где-то я Загрошека уже слышала, не помню, но он точно из крупных талантов.
Зато запись из зала, и разобрать, кто и что поет, вообще невозможно. Поэтому вещь звучит симфонически. А за героев приходится додумывать, что там они делают и как.
читать дальшеДело происходит в 17 веке где-то в Германии. Герой - романтичный, нервный, неприспособленный, типа Людвига Баварского. Но поскольку он по недоразумению уродился баритоном, то от него хотят каких-то подвигов. В частности, идет война, и его хотят послать на фронт командовать. Зачем им в качестве командира совершенно не годящийся для этого человек, непонятно, но зато есть драма.
Попутно имеется бас-фельдмаршал, который строит военные планы где-то там боком.
У героя есть невеста Натали - мощная женщина, с которой как за каменной стеной. Непонятно, как он такую сумел оторвать, но вот, свезло.
Таким образом, два конфликта, военный и про любовь. Третий конфликт - собственно душевная трепетность персонажа. Трепетность выражена в непреходящих мечтаниях о сопране и, слабее, в отказах идти на войну.
Еще у баритона есть мать - внушительная мецца, уууу-женщина. Или не мать... но вроде было про "mutter". Мецца вещает по очереди с сопраной, так что герой всегда под присмотром))
Первый акт (40 минут) заканчивается долгим - вероятно, любовным - дуэтом принца с невестой, который был бы совсем хорош, если бы там была хоть какая мелодика и рифмы)) Начинается же он тем, что баритон сидит в саду и меланхолически щиплет букетик цветов, обрывая лепесточки...
Блин! Вы где такое видели? Даже Пеллеас этим не занимался!
Ну ладно, ладно. По натуре он тенор, но случайно не уродился. Вокальный гермафродитизм. Ну ладно, просто такой вышел романтичный. Все же любят романтичных баритонов, правда? Ну вот, получите, вы сами этого хотели))
Второй акт начинается необъяснимо длинным мужским хором на целых десять минут без музыки. Хор народно-модерновый, потом переходит в церковный и обратно. Вообще красиво, но трех минут хватило бы. Нет, ну захотел автор себе хор и написал, сделал приятное. Но писал бы уж тогда отдельно как мотет, а то люди действия ждут. Наверно, это солдаты.
Принца отправили на фронт и дали командовать кавалерией. Но поскольку он опять отвлекся на мечтания, то то ли забыл, то ли прослушал приказ и поперся атаковать врагов - шведов - как-то сильно не вовремя. Напутал там все в сражении, чуть не проиграли. Начальство, конечно, было недовольно и принца заарестовало и стало думать, что с ним делать. Блин, ну он же ясно давал понять, что воевать не способен, чего вы теперь хотите.
Курфюрст - так и не поняла, то ли он папа героя, то ли еще какой родственник, не указано - приговорил парня к смертной казни за халатность. Типа, ну ты сам понимаешь, иначе никак, подвел ты всех. Блин, вы там што? Разве особ аристократических кровей так запросто направо-налево казнят? А он не наследник трона, если что? Правда, курфюрсты вроде были выборными, но все-таки. Этак дворян не напасешься.
Прекрасная женщина Наталья не сдалась и ходила обивать пороги и выпрашивать помилования. Фиг тебе, сказали ей. Тогда она не стала думать, а подняла полк драгун и силой освободила героя из тюрьмы. Вот это я понимаю! Ухх!
Тут и курфюрст решил, что ладно, воспитательные меры были достаточные, простим парня. И порвал приговор.
Однако просто так взять и сказать "ну ладно" он почему-то не смог, поэтому баритону завязали глаза и демонстративно повели расстреливать. Как графа Пальмьери. Барон Скарпиа одобряет.
Хотя, разве особ аристократической крови расстреливали? Эх, ну ладно.
Баритона привели туда же в сад из первого действия, и он собрался было уже помирать, но тут с него сняли повязку и сказали, мол, прощаем мы тебя, вот тебе твоя сопрана, забирай, хэппи-энд у тебя, парень, настал!
Вообще-то, раз герой человек довольно нервный и впечатлительный, он бы с перепугу и помереть там мог. С такими финтами-то.
То есть это в общем мелодрама с хорошим концом. Про пацифизм, про то, что любовь лучше войны и все такое. Но если бы романтизм приложили более точечно и не добавили сомнительных этих наворотов, было бы еще лучше.
Герне тут совсем-совсем молоденький 25-ти лет; это 92 год, я так понимаю, в только в этом году петь и начал. Но уже совершенно узнаваемый и с очень хорошо слышным и сфокусированным звуком (впрочем, он у него всегда такой был и есть). Его всегда слышно с первых же слов, даже издалека и с хором.
Плюс, он человек совершенно не нервный, и это слышно. Поэтому герой у него скорее возвышенный, как ангел, но не то что щас рассыплется. Интеллигентный и весь красивый, но без того надлома. Даже слишком стеничный и недостаточно разнообразный в плане интонаций, хотя не знаю, что там написано в партитуре, вдруг так и надо.
Было бы любопытно послушать кого-то понервнее, но тогда кто... Кинлисайд или Хэмпсон? Не очень вдохновительно.
Вообще впечатление осталось не то, какое сочинено в опере. Гёрне включается, говорит что-то долго возвышенно и вроде как он такой отстраненный. Даже выглядит скорее комментатором. А по сюжету, вероятно, наоборот, герой должен быть в гуще событий и волноваться.
Надеялась, что он поволнуется ближе к концу, там же уже казнь и прочее. Но не особо - волновалась музыка, стала сильнее металлической; запилы усилились, стало прямо бурно, но потом как-то резко и быстро все кончилось. Вообще вещь не длинная.
Сопрана Дэвис очень понравилась - сильная и внушительная, но женственная и не забивала баритона в дуэтах. Мецца тоже впечатляет, и тенор прекрасный, но его мало и почти совсем непонятно, когда он и что. А хороший. Пел так уверенно.
Вообще вещь мне действительно нравится и хотелось бы порассуждать прицельнее, но записано так пиратски, что мало слышно. И либретто нет, и видео даже ни в помине. А вещь душевная, в духе 19 века. Хочу чтоб поставили и народу показали.
Найдите принца))
@темы:
20 век,
немецкая опера
А опера интересная))
Пересказ содержания, развернутый, с Рутрекера
Принц - еще и лунатик, ко всему прочему
С шары вытянуто)) Я ее ценю, да, хоть для коллекции.
Сюжет какой-то получается слишком запутанный. Может, это не опера, а пьеса? Вроде по пьесе написано потом композитором.
Принц - еще и лунатик, ко всему прочему
Не, лунатик это в "Сомнамбуле") а тут не пойми что для романтизму))
поскольку в результате разыгранной по его инициативе ночной шутки на следующее утро принц был рассеян и прослушал половину приказа,
Блин
Меня оч.интересует эта опера, но никак не могу достать нужную запись
Да, с Крисом нужно и аудио, и видео, было бы круто... А ле Ру противный, фу)) Он Пеллеаса играл. Кажется, есть таки с Хэмпсоном, или я с чем другим путаю, но его тоже как-то не хочется.
Да, возможно. Пьеса даже у нас в Риге шла когда-то в советское время, жаль, я тогда не додумалась пойти.
Найдите принца))
Нашла)))
был рассеян и прослушал половину приказа,
Блин
Категорически не согласна с этим доводом
Дело же не только в красоте. Да, Саймон может и лицом похож на водопроводчика и не самый голосистый, но актер совершенно замечательный. Он вот именно вживается в образ, проживает на цене краткую жизнь героя и вот вот проживая эту жизнь Сеня тоже преображается, хорошеет. Если не веришь советую посмотреть Евгения Онегина из Ковент-Гардена. У Кинлисайда Онегин такой трепетный, такой благородный и подлинный, искренний. Мильон эпитетов, и если суммировать - потрясающий.
ну если вдруг проснется, то знай...
есть еще 1984, опера Маазеля (серьезно). Там вот тоже Сеня приковывает внимание...Можно сказать, что ради него и стоит эту оперу смотреть.
Немного не в тему. но все же. Мы тут ругаем певцов, а я нашла совершенно фееричнейшее слышиво. с о в е р ш е н н о.
слушать с величайшей осторожностью