А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь! (с)
Тихой сапой в нашем театре Станиславского идёт "Тангейзер". "Вагнер, ого!" - восклицают люди, услышав об этом. Так решила и я, и 25 января побывала на мероприятии, всё-таки искусство, опера. Дешёвые билеты, чорные фотографии и местный состав не оставляли простора для надежд, но мало ли, хоть живьём посмотреть.
читать дальшеСпектакль поразил меня, и я, несомненно, потом схожу на него ещё раз. Ведь ушла с третьего акта, отсидев только два!
Надо же узнать, чем кончится.
Вообще можно было бы напрячься и остаться, но там же баритон должен петь романс про звезду. Нет, это слишком ужасно.
Ровно в ночь "Тангейзера" обещали резкое похолодание до -20. Я укуталась, но сначала пришлось 15 минут ждать, пока по улице проедет кортеж, потом застряли в мега-пробке у въезда в Кремль, потом надо было нестись по переулкам к театру, а у меня разъехалась молния на сапоге. Спектакль-то ещё и в 18.30 начинается! Я сто раз уже прокляла Вагнера, оперный жанр, людей, придумавших оперные театры, и основателей Москвы скопом (не могли, что ли, южнее построить). Но, к счастью, всё-таки успела и в 18.27 плюхнулась на своё кресло в недрах бельэтажа. Вот сколько приключений, а спектакль ещё не начался!
- Вы будете одна или со спутником? - грозно спросила меня соседняя бабка. - А то мы пересядем!
Увы, пришла ещё одна бабка, и вместо красавца-брюнета пришлось взирать на оперу в обществе трёх пенсионерок.
Зал, кстати, набился полный. Мне не было видно левый угол сцены (а там обитал тенор), но это ничего.
Увертюра оформлена душевно: на занавес проецируется панорама горных вершин (наверно, тюрингских), с которых под музыку как бы сползает ночная тень и наступает утро. Посему слушать увертюру не скучно, все смотрят и гадают, рассветет до конца или нет))
Дирижер (Гришанин) сразу оказался очень средним, рассчитывать не на что. Неинтересный, дубоватый, просто играет музыку фразами покороче и, что жаль, ни малейшей сказочности и романтики. А там ведь легенда. Вагнера немного жалко, но потом музыка ушла на второй план, слушать певцов и смотреть на сцену не мешала, даже и забываешь, что она есть. Видимо, Вагнер требует уж совсем сильных дирижёров.
С левого угла оркестровой ямы звук идёт как-то очень мощно вверх, и как они там ударят по арфам или духовым, сразу оглядываешься, думаешь, что они тут же с краю ряда сидят))
Занавес поднялся, и на сцене обнаружился тенор в рубашке и жилетке, лежащий на полу посреди ничего без декораций. И бритый налысо! Если открывается занавес, а тут тенор один на полу, то это сразу внушает опасения. Как бы... а что же дальше, если уже щас вон оно как?
Тенор приподнялся, сел, подержался за голову и что-то сказал, ну там по тексту. Что уйти отсюда хочет. Сразу подошла и мецца Венера - в умопомрачительном платье в розовых цветах, с корсетом. Я обзавидовалась. Потом она по ходу дела платье сняла и осталась в малиновом корсете с кружавчиками.
Мецца с тенором стали разговаривать, и тут я понимаю, что что-то не то происходит! Что-то очень не в порядке, но не пойму. Тут тенор че-то там... ma soreille, говорит.
Что? Какая ещё soreille?! А у них ещё дикция зашибись, ничего не разберёшь. Но да - "Тангейзер" пошёл на французском!! На французском! Этого я не ожидала
Такое баловство в Стасике есть, "Элизир" идёт на двух языках, но всё-таки. Я люблю разные версии, но Вагнер...
Несмотря на ужасную дикцию, отсутствие на сцене всего, кроме двух певцов, и их ничем не замечательные голоса, сцена вся удалась и пролетела очень быстро. Ващенко и Микицкий пели. Через несколько минут к языку привыкла, а играли они прямо с увлечением, и были очень хорошо поставлены жесты, позы и взаимодействие артистов. Тенор хотел от нее уйти, а она то угрожала, то просила, он возвращался, там объятия, нет, опять уйду, и т.д. На заднем фоне были прозрачные черно-белые проекции тропических пальм, типа, оранжерея, но так, фоном. Нимф и разврата не наблюдалось, кроме чулков на мецце. Тенор мне очень понравился, талантливый, поёт достаточно уверенно; верит, что он Тангейзер, и я верю. Вроде ничего такого, но на него интересно смотреть и веришь. Потом на него надели бежевый плащ, которым его явно пытались затереть, но даже этим его убрать не удалось, и его выступлений ждешь с интересом.

Скандал с Венерой выглядел неожиданно натурально, прям как в жизни)) Шарфа в этот раз не было.
Пока пишу, вспомнила, кого же он мне напоминает - того дона Карлоса из Сан-Франциско с лета 2016 года! Там такой же тенор

Потом тенор вышел на землю, пришла сопранка-пастушок (ну нет, притворяется мальчиком), и текст плавно перешёл на немецкий и так остался. И все стали петь нормально на немецком. Наверно, у режиссёра было типа, французский разврат, корсеты, язык, а теперь все порядочные.
Хор пилигримов был за сценой, поэтому совсем не звучал и был испорчен. Хоры поют отвратно, нестройно, бессмысленно. Работают с ними плохо. Пилигримы в конце прошли по заднику, но выглядели так уныло в плащах, что и смотреть нечего.
И наконец, ура, где-то затрубили рога и появились рыцари и ландграф Тюрингии. Из общения стало известно, что Тангейзера зовут Генрих (а я думала, это и есть имя!) и что он перед началом оперы успел разругаться со всеми, и теперь ему не рады.
Не думайте, что будете ослеплены визуальными красотами. Во-первых, рыцарей всего пять, плюс бас, и они толкутся по большой пустой сцене, кучкуясь вместе. Во-вторых, они одеты в сюртуки и галстуки 19 века, натыренные из "Онегина" и "Пиковой дамы", именно в разномастные, кто во что горазд наряды; а Вольфрам (о нем ниже) одет в застёгнутый сюртук, как у гимназиста. На графе шелковый плащ в пол, как у масона из кина про Калиостро. Господи! Это не сцена с рыцарями, это всероссийский слёт Онегиных
Сидишь и тихо ржёшь, больше ничего и не остаётся...
Баритон Шишляев - это рецензия сама в себе. Не надо ничего описывать, просто сказал, что поёт Шишляев, и всё понятно
После такого мущщины выходишь из зала, пошатываясь и держась за стены! Сколько лет уже он у нас, я слышала его, кажется, Марселем и Белькоре. А тут и до Вольфрама вот дошло!
Для не-москвичей тактично поясню, что... нуу... это ужасно
Причем он не лишён обаяния и, уверена, человек вполне симпатичный, это даже на сцене заметно, но играть он не затрудняется, а голоса у него никогда в принципе не было. Это ужасное, ужасное пение таким скрипуче-серым-еле звучащим голосом. Правда, в основном его просто не слышно...
но хотя бы видно
Я была морально готова, поэтому не пугалась. Пока что все рыцари и тенор спели кучей абсолютно непонятную разваленную сцену без музыки и текста, забивая друг друга (гнать, гнать в шею надо было этого Вагнера, раз не умел писать ансамбли), после чего тенор выдал громкое "Nach Rome! Nach Rome!" и все разошлись. Там, наверно, должно было быть эффектное завершение ансамбля на крещендо, но оно вышло у одного тенора. Он может сфокусировать, и звук, и игру.
Дирижер ансамбли играть совсем не способен.
Про баса потом.
В антракте я имела познавательную беседу с двумя бабульками. Мы обсудили спектакль (бабулька посуровее верно всё сказала - что нет никакой сказочности, где декорации, дирижёр не тот, и поют плохо), повспоминали БТ-шных "Князя Игоря" и "Набукку" ("ужасааасно!" - завосклицала я), что-то еще, но потом они начали вспоминать про Советский Союз и спрашивать у меня, почему же всё так повернулось и жизнь так изменилась. Чем утомили меня преизрядно. Я неожиданно для себя стала выступать в защиту современных постановок, мол, ну хоть так ставят, и то хорошо, лет десять назад было хуже, мы в мировых трендах, и прочее...
Всё в музыканты не годитесь! (с)
Тихой сапой в нашем театре Станиславского идёт "Тангейзер". "Вагнер, ого!" - восклицают люди, услышав об этом. Так решила и я, и 25 января побывала на мероприятии, всё-таки искусство, опера. Дешёвые билеты, чорные фотографии и местный состав не оставляли простора для надежд, но мало ли, хоть живьём посмотреть.
читать дальшеСпектакль поразил меня, и я, несомненно, потом схожу на него ещё раз. Ведь ушла с третьего акта, отсидев только два!

Вообще можно было бы напрячься и остаться, но там же баритон должен петь романс про звезду. Нет, это слишком ужасно.
Ровно в ночь "Тангейзера" обещали резкое похолодание до -20. Я укуталась, но сначала пришлось 15 минут ждать, пока по улице проедет кортеж, потом застряли в мега-пробке у въезда в Кремль, потом надо было нестись по переулкам к театру, а у меня разъехалась молния на сапоге. Спектакль-то ещё и в 18.30 начинается! Я сто раз уже прокляла Вагнера, оперный жанр, людей, придумавших оперные театры, и основателей Москвы скопом (не могли, что ли, южнее построить). Но, к счастью, всё-таки успела и в 18.27 плюхнулась на своё кресло в недрах бельэтажа. Вот сколько приключений, а спектакль ещё не начался!
- Вы будете одна или со спутником? - грозно спросила меня соседняя бабка. - А то мы пересядем!
Увы, пришла ещё одна бабка, и вместо красавца-брюнета пришлось взирать на оперу в обществе трёх пенсионерок.
Зал, кстати, набился полный. Мне не было видно левый угол сцены (а там обитал тенор), но это ничего.
Увертюра оформлена душевно: на занавес проецируется панорама горных вершин (наверно, тюрингских), с которых под музыку как бы сползает ночная тень и наступает утро. Посему слушать увертюру не скучно, все смотрят и гадают, рассветет до конца или нет))
Дирижер (Гришанин) сразу оказался очень средним, рассчитывать не на что. Неинтересный, дубоватый, просто играет музыку фразами покороче и, что жаль, ни малейшей сказочности и романтики. А там ведь легенда. Вагнера немного жалко, но потом музыка ушла на второй план, слушать певцов и смотреть на сцену не мешала, даже и забываешь, что она есть. Видимо, Вагнер требует уж совсем сильных дирижёров.
С левого угла оркестровой ямы звук идёт как-то очень мощно вверх, и как они там ударят по арфам или духовым, сразу оглядываешься, думаешь, что они тут же с краю ряда сидят))
Занавес поднялся, и на сцене обнаружился тенор в рубашке и жилетке, лежащий на полу посреди ничего без декораций. И бритый налысо! Если открывается занавес, а тут тенор один на полу, то это сразу внушает опасения. Как бы... а что же дальше, если уже щас вон оно как?
Тенор приподнялся, сел, подержался за голову и что-то сказал, ну там по тексту. Что уйти отсюда хочет. Сразу подошла и мецца Венера - в умопомрачительном платье в розовых цветах, с корсетом. Я обзавидовалась. Потом она по ходу дела платье сняла и осталась в малиновом корсете с кружавчиками.
Мецца с тенором стали разговаривать, и тут я понимаю, что что-то не то происходит! Что-то очень не в порядке, но не пойму. Тут тенор че-то там... ma soreille, говорит.
Что? Какая ещё soreille?! А у них ещё дикция зашибись, ничего не разберёшь. Но да - "Тангейзер" пошёл на французском!! На французском! Этого я не ожидала

Несмотря на ужасную дикцию, отсутствие на сцене всего, кроме двух певцов, и их ничем не замечательные голоса, сцена вся удалась и пролетела очень быстро. Ващенко и Микицкий пели. Через несколько минут к языку привыкла, а играли они прямо с увлечением, и были очень хорошо поставлены жесты, позы и взаимодействие артистов. Тенор хотел от нее уйти, а она то угрожала, то просила, он возвращался, там объятия, нет, опять уйду, и т.д. На заднем фоне были прозрачные черно-белые проекции тропических пальм, типа, оранжерея, но так, фоном. Нимф и разврата не наблюдалось, кроме чулков на мецце. Тенор мне очень понравился, талантливый, поёт достаточно уверенно; верит, что он Тангейзер, и я верю. Вроде ничего такого, но на него интересно смотреть и веришь. Потом на него надели бежевый плащ, которым его явно пытались затереть, но даже этим его убрать не удалось, и его выступлений ждешь с интересом.

Скандал с Венерой выглядел неожиданно натурально, прям как в жизни)) Шарфа в этот раз не было.
Пока пишу, вспомнила, кого же он мне напоминает - того дона Карлоса из Сан-Франциско с лета 2016 года! Там такой же тенор

Потом тенор вышел на землю, пришла сопранка-пастушок (ну нет, притворяется мальчиком), и текст плавно перешёл на немецкий и так остался. И все стали петь нормально на немецком. Наверно, у режиссёра было типа, французский разврат, корсеты, язык, а теперь все порядочные.
Хор пилигримов был за сценой, поэтому совсем не звучал и был испорчен. Хоры поют отвратно, нестройно, бессмысленно. Работают с ними плохо. Пилигримы в конце прошли по заднику, но выглядели так уныло в плащах, что и смотреть нечего.
И наконец, ура, где-то затрубили рога и появились рыцари и ландграф Тюрингии. Из общения стало известно, что Тангейзера зовут Генрих (а я думала, это и есть имя!) и что он перед началом оперы успел разругаться со всеми, и теперь ему не рады.
Не думайте, что будете ослеплены визуальными красотами. Во-первых, рыцарей всего пять, плюс бас, и они толкутся по большой пустой сцене, кучкуясь вместе. Во-вторых, они одеты в сюртуки и галстуки 19 века, натыренные из "Онегина" и "Пиковой дамы", именно в разномастные, кто во что горазд наряды; а Вольфрам (о нем ниже) одет в застёгнутый сюртук, как у гимназиста. На графе шелковый плащ в пол, как у масона из кина про Калиостро. Господи! Это не сцена с рыцарями, это всероссийский слёт Онегиных

Баритон Шишляев - это рецензия сама в себе. Не надо ничего описывать, просто сказал, что поёт Шишляев, и всё понятно

Для не-москвичей тактично поясню, что... нуу... это ужасно



Я была морально готова, поэтому не пугалась. Пока что все рыцари и тенор спели кучей абсолютно непонятную разваленную сцену без музыки и текста, забивая друг друга (гнать, гнать в шею надо было этого Вагнера, раз не умел писать ансамбли), после чего тенор выдал громкое "Nach Rome! Nach Rome!" и все разошлись. Там, наверно, должно было быть эффектное завершение ансамбля на крещендо, но оно вышло у одного тенора. Он может сфокусировать, и звук, и игру.
Дирижер ансамбли играть совсем не способен.
Про баса потом.
В антракте я имела познавательную беседу с двумя бабульками. Мы обсудили спектакль (бабулька посуровее верно всё сказала - что нет никакой сказочности, где декорации, дирижёр не тот, и поют плохо), повспоминали БТ-шных "Князя Игоря" и "Набукку" ("ужасааасно!" - завосклицала я), что-то еще, но потом они начали вспоминать про Советский Союз и спрашивать у меня, почему же всё так повернулось и жизнь так изменилась. Чем утомили меня преизрядно. Я неожиданно для себя стала выступать в защиту современных постановок, мол, ну хоть так ставят, и то хорошо, лет десять назад было хуже, мы в мировых трендах, и прочее...