Леонора - Леони Ризанек
Флорестан - Эрнст Хефлигер
Рокко - Готтлоб Фрик
дон Пизарро - Дитрих Фишер-Дискау
Марселина - Ирмгард Зефрид
Жакино - Фридрих Ленц
дон Фернандо - Кит Энген
Дир. Ференц Фричай
1957г.
Ах ты ей, Василиса дочь Микулишна!
Сидишь ты – пьешь да прохлаждаешься,
Над собой невзгодушки не ведаешь:
Как твой Ставер да сын Годинович
Посажен в погреба глубокие...
У нас уже много столетий существует известная былина на тему оперы "Фиделио". Наша версия содержит приключения и мораль, энергичный сюжет на грани опасности, и она в десятки раз интереснее. И мультик гораздо лучше. Утрись, Бетховен! Поэтому вместо оперы можно сразу пойти пересмотреть мультик и успокоиться.
Если и есть опера, которую я старательно обходила стороной, то это "Фиделио". Ничто не интересовало меня в ней, а сюжет и подавно. И Бетховен - не мой автор. Но что-то пришло в голову. Мда, впечатлений масса))
читать дальшеОсталось ощущение, что Бетховен написал очередную симфонию, но зачем-то положил на нее слова... Лучше бы уж ораторией обошелся, оперы это точно не его. Арии длинноваты. Дуэты и трио тоже. Поют и поют, а пора бы закончить и переходить дальше. Сначала интересно, потом сказать автору нечего и музыка в каждом эпизоде застревает вместе с текстом. И списать на белькантовые повторы не получается.
Ощущения единого действия особо нет. Голоса в сценах вроде переплетаются, но без того очарования, как бывает.
Непонятна внутренняя логика - не понимаешь, почему щас они решили петь вчетвером, потом вдруг втроем, потом ария и между всем этим болтовня. У Моцарта вообще не может возникнуть мысль, почему запели так или этак, у него просто слушаешь и всё естественно. Потому что логично.
Посреди первого акта воткнут нудный 7-минутный хор...
На Моцарта похоже неимоверно. Потом автор увлекся и стал писать свое, но местами снова Моцарт.
Зачем вообще существует эта вещь, я не поняла. Ее и исполняют часто! Разве это не весьма средне для гения? Ну музыка ничего, но это же не 9-я симфония или виолончельный концерт с роялем! И близко не стояло.
Сюжет даже обсуждать неприлично, это нельзя назвать сюжетом... Они все время общаются друг с другом, но толком ничего не происходит! Они просто говорят и говорят, ну кто-то волнуется или угрожает, но это всё. Ну хоть бы драки, домогательства, побег, скандалы... ничего нет.
У Шуберта и Шумана тоже есть оперы; те тоже неоперные авторы, и оперы не шедевры. Но они в разы опернее, там есть понимание, что надо, и слушать их нормально. А Бетховен не вник в тему.
Прилично записанная студийка 50-х годов. Дирижер потрясный, сразу развел такую энергетику! Так затягивает быстро в музыку! Гениальный. Потом он ушел на задний план и не мешал певцам, а создавал фон. Надо будет еще его послушать отдельно, имя, конечно, знаю, но мало что слышала.
Увертюра настолько захватывающая, что по окончании я только и сказала громко "аааххх!". Фантастически-сказочно - и вообще никак не относится к прочей опере)
И зачем остальная опера, одной увертюры достаточно.
К изумлению, действие открывается дуэтом... дуэтом... Сюзанна? Это ты?! Живенький дуэт вторых героев, который копирует начало "Ноцц" почти вплотную. Только вместо Фигаро милый небольшой тенор. Там и постукивания есть... Бетховен, ты чего?
Зато весело. Что же дальше будет?
Да, тут еще и разговоры в прозе. Зефрид словесно значительно приятнее, чем когда поет. Мечтает о Фиделио. В роли трепетной влюбленной, а не кокетки, Зефрид звучит душевнее, а то она все субретка. Потом сразу ее ария - вылитая графиня или Сюзанна из 3-4 актов. Так-так. Утрись, Моцарт. Если не слишком вслушиваться и вообще мало слышать опер, то не угадаешь, кто и автор. У Людвига только мелодии порезче, словно под гармонию подложен второй, более диссонансный слой. Потом, через 100 лет, вероятно, это вырастет в Рихарда Штрауса - когда музыка совсем переползет в диссонансы.
У всех красивые разговорные голоса особенно у сопран и баса.
Вот квартет с дамами и Рокко - ну это же из "Козей"! "Soave sia il vento", только Бетховен еще добавил тенора.
Прелестная ария у Рокко, изящный барочный кайф. Но опять - это же Осмин)) Это ария из "Сераля". Мне мерещится, или я вскрыла гнездо
оперо-плагиата?
Фрику не хватает мягкости и красивой глубины на низах (он не глубокий бас и не имеет особо бархатного тембра), и он заменяет темпом и повышенной эмоцией. Хорошо, что удерживается и не скатывается в истеричность, многие бы не смогли. Но разговаривает он неотразимо. Чего не хватает вокалу, всё есть в речи. Особенно когда понижает голос.
Ризанек старается говорить резче, чтобы по-мужски, но выходит неприятнее.
Фрик мне вообще тут нравится. Хочется бархатнее, конечно; но образ недалекого, но заботливого папаши в самый раз.
Да, прям все симпатичнее. Подвижный и эмоциональный, в быстром темпе, но без суеты, очень точный.
О боже, марш. Это что, гей-парад? Кто так марши пишет! Господи, давайте уже переходите к делу. А-а, щас придет, наконец, злобный баритон, а то все такие добрые, что передоз. Баритон должен всех разогнать. Ну как Моцарт писал милых, но не скучных героев?
У Фи-Ди оказался мега-противный разговорный голос! И не скажешь что молодой парень ваще-то. Словно разные люди в пении и речи.
Как запел, сразу другое дело. Какая страсть сразу, может, и Бетховену уже надоело, и он тоже захотел написать че-нить поагрессивнее. Фи-Ди холодновато-светлый голосом, зато рассыпает вокруг нужную дозу агрессии
Рокко опасается))
Мда, баритон именно такой, какой теоретически должен тут быть... и сразу так стереотипно. Вот вроде и хорошо, а чувствуется, что персонаж стырен из всех слышанных прежде опер. Такого банального злодея я еще не слышала. И это еще харизматичный, классно поющий Фи-Ди.
Не чувствует Бетховен, какие должны быть баритоны. Не Верди...
Хоть бы он в Фиделио, что ли, влюбился... просек бы, что женщина, немного шантажа, облапываний... Опера бы ожила. Пока что просто воплей недостаточно, чтобы перевесить пресность.
Ризанек здесь мне что-то не нравится. То ли ей лучше романтичные женственные роли... не знаю, Амелией и Дездемоной просто кайф, а эта Леонора как-то не убеждает. Нет отклика, восхищения. Поет, конечно, но не цепляет.
Пизарро и Леонора - два ярких центра сюжета, а прочие заполняют пространство, чтоб пусто не казалось.
Приятный дуэт Леоноры и Рокко - его должно быть хорошо петь в концертах. Кажется, он пытается внушить насчет свадьбы, с дочкой.
Фи-Ди-Пизарро понравился нереально. Он сюда привнес все свое умение играть, плюс просто удачно музыка легла на голос. И он резко живее прочих положительных, сразу энергия. Похож на смесь барона Скарпии с кем-то из белькантовых герцогов, и так хорошо у него всё сбалансировано!
Эффектно закончить акт Бетховен тоже не смог. Там есть положенный ансамбль, но блеклый, и он просто тихо сходит на нет, попели и замолчали. Нуу, а где бухнуть оркестром? У нас же приключенческая мелодрама!
Вступление ко 2 акту словно где-то уже слышанное, и окрестр его как бы в другой опере слышал и воспроизводит по памяти, но по-своему.
За Флорестана оказался сомнительный тенор Хефлигер. Он лиричный, с весьма ограниченными возможностями, но как может, притворяется мощным. Не может... Хм, неужели Фричаю некого было сюда взять? Поет старательно, молодец, но как эффектная женщина Ризанек могла бы соблазниться таким беспомощным тенором? Арию дослушать сил нет, совсем скучно. И ему самому тяжело. Он и полностью прожить роль не может от тяжести пения. Нет, он устал в заключении и оковах, но душевные силы должны же быть. Бедняга Хефлигер, вот нужно дать объем, а у него ничего нет.
Ризанек в сценах с тенором явно убавляет голос и начинает пищать, чтоб его не заглушать и звучать с ним парой.
У Рокко во втором акте прорезался такой бархатный интимный бас, не ожидала. Уже прям не папа-тюремщик, а кажется, что это у сопраны роман с басом)) они так гармонично пели опять дуэт. А тенор что-то подвякивал временами.
В целом второй акт уже утомительнее, все идет и идет, поют и поют, а действия нет, ничего не движется. Даже любовных треугольников нет, Марселина там отсутствует.
В самый критический момент, когда слушатель уже устал вконец и думает, не забить ли, снова пришел злобный Пизарро. Опять стал разоряться - так же энергично и живо. Но второй раз-то уже повтор, уже не так впечатляет! Но хоть жизнь потекла, орет, угрожает. Фух, прям легче. Вот ещё бы он попытался совратить сопрану прямо тут, на глазах ее мужа, например, - вот опера бы заработала! Эх, Бетховен, Бетховен...
Все-таки опера без конфликта и скандалов почему-то не работает. Вроде духовность, сиди и слушай, просветляйся. Но жизни нет, и все киснет. Даже у Баха в пассионах страсти и действия в разы больше. То допрос, то арест))
Жалко персонажей Марселины и Жакино - они милые, но их показали в начале, чуть в середине и всё. Зачем их вводить, они никак не влияют на сюжет, а теперь по ним скучаешь.
И вот финал, явился министр Фернандо. Довольно безголосый бас-не бас Энген. Тоска. Он же должен всех впечатлять, как гром небесный. Все волновались ждали, а он унылый! И прочие мужские голоса заметно его превосходят.
В конце опять невнятный не запоминающийся ансамбль. Неужто Бетховен не умел написать клевого ансамбля? Верди вон как наворачивал!
Опера в целом короткая и не напрягает, да и вообще неплохая, хотя разочаровываешься. Наверно, хороша для первого знакомства с миром театра? Или наоборот, отпугнет неяркостью? Понравилась увертюра и несколько дуэтов. Всё прочее не запоминается. Много времени у Леоноры и баса Рокко: если кто из любимых певцов поет эти партии, то ради них можно. Там красиво и может быть очень обаятельно.
Тенора почти ничего, а у баритона две сцены одинаковые. Это как если бы в "Трубадуре" дуэт был бы в 3 акте, а потом он же повторился бы в 4-м. Странно! Ансамбли растянутые и однообразные.
Музыка вроде красивая, но в душу не запала. Ни о чем... И это при том, что исполнение прекрасного уровня, даже не знаю, кто споет лучше. Темп, убедительность, дикция, продуманность и общая легкость есть у всех. Я их всех теперь так и буду представлять и сравнивать с другими версиями)
Одно радует: слава богу, не Бетховен написал "Тоску"!

Флорестан - Эрнст Хефлигер
Рокко - Готтлоб Фрик
дон Пизарро - Дитрих Фишер-Дискау
Марселина - Ирмгард Зефрид
Жакино - Фридрих Ленц
дон Фернандо - Кит Энген
Дир. Ференц Фричай
1957г.
Ах ты ей, Василиса дочь Микулишна!
Сидишь ты – пьешь да прохлаждаешься,
Над собой невзгодушки не ведаешь:
Как твой Ставер да сын Годинович
Посажен в погреба глубокие...
У нас уже много столетий существует известная былина на тему оперы "Фиделио". Наша версия содержит приключения и мораль, энергичный сюжет на грани опасности, и она в десятки раз интереснее. И мультик гораздо лучше. Утрись, Бетховен! Поэтому вместо оперы можно сразу пойти пересмотреть мультик и успокоиться.
Если и есть опера, которую я старательно обходила стороной, то это "Фиделио". Ничто не интересовало меня в ней, а сюжет и подавно. И Бетховен - не мой автор. Но что-то пришло в голову. Мда, впечатлений масса))
читать дальшеОсталось ощущение, что Бетховен написал очередную симфонию, но зачем-то положил на нее слова... Лучше бы уж ораторией обошелся, оперы это точно не его. Арии длинноваты. Дуэты и трио тоже. Поют и поют, а пора бы закончить и переходить дальше. Сначала интересно, потом сказать автору нечего и музыка в каждом эпизоде застревает вместе с текстом. И списать на белькантовые повторы не получается.
Ощущения единого действия особо нет. Голоса в сценах вроде переплетаются, но без того очарования, как бывает.
Непонятна внутренняя логика - не понимаешь, почему щас они решили петь вчетвером, потом вдруг втроем, потом ария и между всем этим болтовня. У Моцарта вообще не может возникнуть мысль, почему запели так или этак, у него просто слушаешь и всё естественно. Потому что логично.
Посреди первого акта воткнут нудный 7-минутный хор...
На Моцарта похоже неимоверно. Потом автор увлекся и стал писать свое, но местами снова Моцарт.
Зачем вообще существует эта вещь, я не поняла. Ее и исполняют часто! Разве это не весьма средне для гения? Ну музыка ничего, но это же не 9-я симфония или виолончельный концерт с роялем! И близко не стояло.
Сюжет даже обсуждать неприлично, это нельзя назвать сюжетом... Они все время общаются друг с другом, но толком ничего не происходит! Они просто говорят и говорят, ну кто-то волнуется или угрожает, но это всё. Ну хоть бы драки, домогательства, побег, скандалы... ничего нет.
У Шуберта и Шумана тоже есть оперы; те тоже неоперные авторы, и оперы не шедевры. Но они в разы опернее, там есть понимание, что надо, и слушать их нормально. А Бетховен не вник в тему.
Прилично записанная студийка 50-х годов. Дирижер потрясный, сразу развел такую энергетику! Так затягивает быстро в музыку! Гениальный. Потом он ушел на задний план и не мешал певцам, а создавал фон. Надо будет еще его послушать отдельно, имя, конечно, знаю, но мало что слышала.
Увертюра настолько захватывающая, что по окончании я только и сказала громко "аааххх!". Фантастически-сказочно - и вообще никак не относится к прочей опере)
И зачем остальная опера, одной увертюры достаточно.
К изумлению, действие открывается дуэтом... дуэтом... Сюзанна? Это ты?! Живенький дуэт вторых героев, который копирует начало "Ноцц" почти вплотную. Только вместо Фигаро милый небольшой тенор. Там и постукивания есть... Бетховен, ты чего?
Зато весело. Что же дальше будет?
Да, тут еще и разговоры в прозе. Зефрид словесно значительно приятнее, чем когда поет. Мечтает о Фиделио. В роли трепетной влюбленной, а не кокетки, Зефрид звучит душевнее, а то она все субретка. Потом сразу ее ария - вылитая графиня или Сюзанна из 3-4 актов. Так-так. Утрись, Моцарт. Если не слишком вслушиваться и вообще мало слышать опер, то не угадаешь, кто и автор. У Людвига только мелодии порезче, словно под гармонию подложен второй, более диссонансный слой. Потом, через 100 лет, вероятно, это вырастет в Рихарда Штрауса - когда музыка совсем переползет в диссонансы.
У всех красивые разговорные голоса особенно у сопран и баса.
Вот квартет с дамами и Рокко - ну это же из "Козей"! "Soave sia il vento", только Бетховен еще добавил тенора.
Прелестная ария у Рокко, изящный барочный кайф. Но опять - это же Осмин)) Это ария из "Сераля". Мне мерещится, или я вскрыла гнездо
оперо-плагиата?
Фрику не хватает мягкости и красивой глубины на низах (он не глубокий бас и не имеет особо бархатного тембра), и он заменяет темпом и повышенной эмоцией. Хорошо, что удерживается и не скатывается в истеричность, многие бы не смогли. Но разговаривает он неотразимо. Чего не хватает вокалу, всё есть в речи. Особенно когда понижает голос.
Ризанек старается говорить резче, чтобы по-мужски, но выходит неприятнее.
Фрик мне вообще тут нравится. Хочется бархатнее, конечно; но образ недалекого, но заботливого папаши в самый раз.
Да, прям все симпатичнее. Подвижный и эмоциональный, в быстром темпе, но без суеты, очень точный.
О боже, марш. Это что, гей-парад? Кто так марши пишет! Господи, давайте уже переходите к делу. А-а, щас придет, наконец, злобный баритон, а то все такие добрые, что передоз. Баритон должен всех разогнать. Ну как Моцарт писал милых, но не скучных героев?
У Фи-Ди оказался мега-противный разговорный голос! И не скажешь что молодой парень ваще-то. Словно разные люди в пении и речи.
Как запел, сразу другое дело. Какая страсть сразу, может, и Бетховену уже надоело, и он тоже захотел написать че-нить поагрессивнее. Фи-Ди холодновато-светлый голосом, зато рассыпает вокруг нужную дозу агрессии

Рокко опасается))
Мда, баритон именно такой, какой теоретически должен тут быть... и сразу так стереотипно. Вот вроде и хорошо, а чувствуется, что персонаж стырен из всех слышанных прежде опер. Такого банального злодея я еще не слышала. И это еще харизматичный, классно поющий Фи-Ди.
Не чувствует Бетховен, какие должны быть баритоны. Не Верди...
Хоть бы он в Фиделио, что ли, влюбился... просек бы, что женщина, немного шантажа, облапываний... Опера бы ожила. Пока что просто воплей недостаточно, чтобы перевесить пресность.
Ризанек здесь мне что-то не нравится. То ли ей лучше романтичные женственные роли... не знаю, Амелией и Дездемоной просто кайф, а эта Леонора как-то не убеждает. Нет отклика, восхищения. Поет, конечно, но не цепляет.
Пизарро и Леонора - два ярких центра сюжета, а прочие заполняют пространство, чтоб пусто не казалось.
Приятный дуэт Леоноры и Рокко - его должно быть хорошо петь в концертах. Кажется, он пытается внушить насчет свадьбы, с дочкой.
Фи-Ди-Пизарро понравился нереально. Он сюда привнес все свое умение играть, плюс просто удачно музыка легла на голос. И он резко живее прочих положительных, сразу энергия. Похож на смесь барона Скарпии с кем-то из белькантовых герцогов, и так хорошо у него всё сбалансировано!
Эффектно закончить акт Бетховен тоже не смог. Там есть положенный ансамбль, но блеклый, и он просто тихо сходит на нет, попели и замолчали. Нуу, а где бухнуть оркестром? У нас же приключенческая мелодрама!
Вступление ко 2 акту словно где-то уже слышанное, и окрестр его как бы в другой опере слышал и воспроизводит по памяти, но по-своему.
За Флорестана оказался сомнительный тенор Хефлигер. Он лиричный, с весьма ограниченными возможностями, но как может, притворяется мощным. Не может... Хм, неужели Фричаю некого было сюда взять? Поет старательно, молодец, но как эффектная женщина Ризанек могла бы соблазниться таким беспомощным тенором? Арию дослушать сил нет, совсем скучно. И ему самому тяжело. Он и полностью прожить роль не может от тяжести пения. Нет, он устал в заключении и оковах, но душевные силы должны же быть. Бедняга Хефлигер, вот нужно дать объем, а у него ничего нет.
Ризанек в сценах с тенором явно убавляет голос и начинает пищать, чтоб его не заглушать и звучать с ним парой.
У Рокко во втором акте прорезался такой бархатный интимный бас, не ожидала. Уже прям не папа-тюремщик, а кажется, что это у сопраны роман с басом)) они так гармонично пели опять дуэт. А тенор что-то подвякивал временами.
В целом второй акт уже утомительнее, все идет и идет, поют и поют, а действия нет, ничего не движется. Даже любовных треугольников нет, Марселина там отсутствует.
В самый критический момент, когда слушатель уже устал вконец и думает, не забить ли, снова пришел злобный Пизарро. Опять стал разоряться - так же энергично и живо. Но второй раз-то уже повтор, уже не так впечатляет! Но хоть жизнь потекла, орет, угрожает. Фух, прям легче. Вот ещё бы он попытался совратить сопрану прямо тут, на глазах ее мужа, например, - вот опера бы заработала! Эх, Бетховен, Бетховен...
Все-таки опера без конфликта и скандалов почему-то не работает. Вроде духовность, сиди и слушай, просветляйся. Но жизни нет, и все киснет. Даже у Баха в пассионах страсти и действия в разы больше. То допрос, то арест))
Жалко персонажей Марселины и Жакино - они милые, но их показали в начале, чуть в середине и всё. Зачем их вводить, они никак не влияют на сюжет, а теперь по ним скучаешь.
И вот финал, явился министр Фернандо. Довольно безголосый бас-не бас Энген. Тоска. Он же должен всех впечатлять, как гром небесный. Все волновались ждали, а он унылый! И прочие мужские голоса заметно его превосходят.
В конце опять невнятный не запоминающийся ансамбль. Неужто Бетховен не умел написать клевого ансамбля? Верди вон как наворачивал!
Опера в целом короткая и не напрягает, да и вообще неплохая, хотя разочаровываешься. Наверно, хороша для первого знакомства с миром театра? Или наоборот, отпугнет неяркостью? Понравилась увертюра и несколько дуэтов. Всё прочее не запоминается. Много времени у Леоноры и баса Рокко: если кто из любимых певцов поет эти партии, то ради них можно. Там красиво и может быть очень обаятельно.
Тенора почти ничего, а у баритона две сцены одинаковые. Это как если бы в "Трубадуре" дуэт был бы в 3 акте, а потом он же повторился бы в 4-м. Странно! Ансамбли растянутые и однообразные.
Музыка вроде красивая, но в душу не запала. Ни о чем... И это при том, что исполнение прекрасного уровня, даже не знаю, кто споет лучше. Темп, убедительность, дикция, продуманность и общая легкость есть у всех. Я их всех теперь так и буду представлять и сравнивать с другими версиями)
Одно радует: слава богу, не Бетховен написал "Тоску"!


@темы: немецкая опера
Я одолела "Фиделио" ради Полгара (на видео)
О, я тоже смотрела этот спектакль. Ничего, но очень уж уныло Арнонкур дирижировал, прям заснуть можно.
Извиняюсь, там не Караян, а Клемперер дирижировал.