И. Брамс "Вариации на тему Гайдна (на тему хорала св. Антония)", дир. О. Клемперер
читать дальшеДо чего же я, ёптыть, высокодуховная! Даже оперы - это слишком приземлённо!
Вона чего на яндекс.музыке откопала!
Брамс, конечно, один из самых замкнуто-муторных композиторов в мире. Причём вещи писал недлинные и в хорошем темпе, часто ритмичные. Должно быть легко и вдохновляюще, но нет. Ни разу Брамс не был понятен.
Вариации коротенькие, что-то очень отдалённое напоминающее барокко было в 1 части, далее пошло своим путём... Последняя часть нарочито пафосная со струнными басами (для завершения), остальное вроде как размышления автора, ушедшие куда-то далеко. Но мелодично, полётно и так нормально.
Под рукой Клемперера всё становится прекрасным, глубоким и придающим энергии. Его мощный, божественно энергичный и ненавязчиво индивидуальный размах сразу затягивает. К тому же он вытаскивает ту дозу некоего небесного света, который явно заложен автором в произведении, но так и не услышишь. Но, если "ДЖ" или "Летучего Голландца" с Клемперером можно слушать левой ногой и только кайфовать, то симфонический Брамс, конечно, проходит наполовину мимо. Радуешься звуку и руке дирижёра, которому хотя бы есть куда её приложить. И хотя бы быстро, минут 15 на весь десяток вариаций.
И борода у него лопатой! Ну кто так ходит! Эх, Брамс, Брамс. Ведь дружил с Шуманом, а тот был чисто выбрит.
Пошла ткнула наугад в Гайдна - раз уж автор нам сравнивает.
"Месса святого Бернарда", дирижер Бернар Лальмон.
Ну, тут наитипичнейшая хоровая месса, сразу барабаны, оркестр и "Кирие элейсон". Чё-то как-то не очень интересно, и текст всё тот же, зато народу понятно, без авторских наворотов. На обложке опять какой-то дед в мега-бороде (слава богу, не автор, а, видимо, святой Бернард. Не Клервоский.)
Вообще я Гайдна люблю. Была у мужика хватка, чтобы ухх, взять и написать да хором грянуть 
Очень партикулярная месса, явно для отчётного концерта писал. Всё в рамках, масштабно, а той шикарности, как в "Сотворении мира", нет. Про "Сотворение" я ни разу не писала, а там вот как архангел рявкнет, так всех в углам и размело. Тут, конечно, автор себе такого не позволял.
В части "Кредо" изящное соло женского голоса, плавно и изящно переплывающее в дуэт и тут же в басовый хор на фоне, и всё в хоре растворяется, и басы фоном полифонически гудят. Вот, это мы любим 
К середине Гайдну надоело писать типово, он немного разошёлся с раскатами хора, органом и ударными, но потом опять впал в занудство, и уже до конца, только добавил небесности, а то всё ж таки духовное поём. "Ну ладно, ладно, я только тут ещё напоследок в "Агнус деи" весёленькое напишу", - говорит нам автор))
Вещь неплохо позитивирует и заряжает - массивные громкие низы, и побольше, действуют на меня хорошо, а месса вся из них и состоит))
Отличное протокольное произведение для концерта по официальному поводу.
Сам гайдновский хорал про Антония еле найдёшь. Это живенькие весёлые, хотя объёмно звучащие запилы без претензий, напоминающие уже Моцарта. Вторая часть медленнее и серьёзнее, и ею-то, очевидно, и вдохновлялся Брамс. А потом задумался и насочинял в своём духе.
Антоний, между тем, противостоял искушениям. Но в версии Гайдна искушения явно были в виде шоколадных тортиков, пирожных, газировки, цветочков и т.д.
Мажорно!
@темы:
неоперное,
духовная музыка
Ну, Брамс не всегда был в бороде:
С Шуманом он не очень долго дружил (познакомились они в 1853-м, а в 56-м Шуман уже помер), а вот жену, его, Клару, любил, вроде как даже взаимно. Но там всё было благородно, высокие отношения. Настолько высокие, что после смерти Шумана они так и не поженились.
Без бороды явно лучше
Конечно, не надо! И так пятеро детей, а если ещё от Брамса рожать..!