Лючия - Мария Каллас
Эдгар - Джузеппе ди Стефано
лорд Генрих - Тито Гобби
отец Раймонд - Раффаэле Арие
Дир. Туллио Серафин
1957 г.
Классика! Яндекс.музыка завалена "Лючиями" с Каллас.
В целом все довольно просто, хрестоматийно и без претензий. Настолько ожидаемо, знакомо, понятно, что сомневаюсь, имеет ли смысл вообще слушать.
читать дальшеДирижирование мягкое, слегка фоновое, слегка прямолинейное, мелодичное - все в стиле 50-х.
Интереснее всего получились игровые сцены, а арии и дуэты - ну так. Звук суховатый, моно, слегка режет. Страстей в целом мало, арии нудные, большая ария Лючии - медленно и печально, но без внешней эффектности, бурный дуэт с баритоном - че-то как-то не бурный ни разу. Тенор пел и выражался, но смог только в конце напугать баса тем, что закололся (бас прям испугался
) Прочее плавно, но фоном и без бури. Музыка местами веселенькая...
Каллас поет Лючию заметной и индивидуальной, при этом как-то очень просто, без усложнений, без лишних эффектов; все понятно и не отвлекает слушателя от эмоциональной линии. Очень много жалобных нежных пиан (удачно звучат), общее настроение грусти, из которой сопрану никто не спасет. При этом и действия прочих героев ни к чему в итоге не приводят (да, планы-то рухнули, ни у кого ничего не получилось, вещь про провал). Это мелкий интересный нюанс.
Вокально Лючия-Каллас это вариант "величие в простоте". Не скажу, что прям божественно, но доносит любую мысль до самого начинающего слушателя. Подчиняется мужчинам, переживает, Лючия не самая текуче-красивая вокально, но живая, убедительная, реалистичная.
Ди Стефано очень хорошо органично звучит в этой роли, характером прям его. Он проще трактовкой чем прочие, и просто типичный тенор-тенор. Но голоса словно по объему сюда не хватает, особенно на низах. Голос звучит менее красиво, чем обычно, но зато и давит на сопрану меньше, чем мог бы) В этой записи он помягче и поскромнее, чем в других.
Тито Гобби слишком сложен интеллектом для этой партии, и в его исполнении слышно, что музыка и персонаж писались левой пяткой, раскрывать героя автор не хотел, и роль проходная. У других баритонов этого не слышно, и радуешься, что еще че-то могут спеть; но для Гобби роль явно ни о чем и объемного звука тут не хватает. Он старается вкладывать игру, интонации, чем-то оживить но материала маловато. Опять же в массовом ансамбле он лучше, бархатно уговаривает тенора, подает реплики Лючии. А вот в дуэте с ней заметна нехватка размаху, а уж в арии в начале вообще персонаж ни о чем. С другой стороны, Гобби вовсе не похож тут на Яго или Скарпию, и хоть Генрих отрицательный герой, но отличается и индивидуален. Не радует образом и вокалом, но подстраивается.
Вообще общая гармония и слаженность певцов и дирижера тут хорошо заметны, все разные, с характерами, но объединены общей задачей и сюжетом.
Хоры не ахти, разнобойные.
Да, бас же еще. Бас как-то не вписывается густотой тембра в партию, звучит ниже, и его низы вылезают избыточно; может, сюда надо кого-то повыше. Поет нормально, протокольно; эмоций не вызвал, но тоже еще одна роль для неплохого исполнителя. Местами чуть лишнего играет, местами, наоборот, слишком царственный для ситуации.
Че-то энтузиазма у меня эта запись не вызывает. С другой стороны, Гобби с целым дуэтом и арией, уже ценность. Есть кусочек видео-постановки (отдельной), так он еще и шикарно смотрится в килте!
Запись для начинающих для общего знакомства с классикой в разделе драматических опер.
На фотках кажется, что в "Лючии" хэппи-энд 